Во вторник утром президент США Дональд Трамп сообщил в твиттере о том, что он отправил в отставку своего помощника по национальной безопасности Джона Болтона. Уход в отставку одной из ключевых фигур во внешнеполитической команде Дональда Трампа, приверженца активной внешней политики вызвал немало предположений о том, последуют ли за этим изменения в стратегии Соединенных Штатов, в том числе и в отношении России.
Уход Джона Болтона из Белого дома был внезапным, но не совершенно непредсказуемым. О холодных натянутых профессиональных отношениях между президентом и его главным советником в вопросах внешней политики было известно давно. Если верить источникам в администрации президента, Трамп и Болтон резко не сошлись характерами и далеко разошлись во взглядах на международные проблемы и способы их решения. И сам Болтон не преминул подчеркнуть это, публично отвергнув президентскую версию своего ухода с поста советника президента по национальной безопасности. Дональд Трамп настаивает, что он уволил Болтона. На своей странице в твиттере президент Трамп написал, что попросил Джона Болтона подать заявление об отставке, поскольку "он решительно не согласен со многими советами" Болтона. Но Болтон настаивает, что он отправился в отставку по собственной инициативе. Через несколько минут после появления сообщения Трампа он написал на своей странице в твиттере, что он сам сообщил президенту о готовности уйти в отставку еще накануне, и президент ответил, что он готов обсудить это предложение с Болтоном на следующее утро.
70-летний Джон Болтон – один из самых ярких представителей американского консервативного внешнеполитического истеблишмента. Он получил первую крупную должность заместителя главы Агентства международного развития в 1982 году в администрации Рональда Рейгана. Из почти сорокалетнего опыта во внешней политике он вынес глубокий скепсис в отношении международных договоров, неверие в эффективность международных организаций, нетерпимость к диктаторским режимам и убежденность в том, что военная сила – необходимый важный компонент американской внешней политики. Как выяснилось, эти принципы нередко противоречили принципам президента Трампа. "Президент должен иметь вокруг себя людей, которым он верит и которых он ценит", – пояснил госсекретарь Майк Помпео причины отставки Джона Болтона.
Согласно разным источникам в Белом доме, прямым поводом для ухода Болтона из Белого дома стала его оппозиция переговорам с талибами. Болтон призывал президента Трампа не идти на соглашение с радикальным исламским движением, в боях с которым в Афганистане погибли тысячи американских солдат. Президент после очередного теракта в Кабуле, организованного талибами, отказался от попыток добиться с ними мирного соглашения, но Болтон якобы в очередной раз вызвал его раздражение тем, что сведения об этой истории проникли в прессу.
Недовольство президента назревало давно. Известно, например, что Болтон был противником примирения с Северной Кореей. Он осудил недавние испытания северокорейских ракет как нарушение резолюций ООН, в то время как Дональд Трамп отмахнулся от этих запусков как от ничего не значащих жестов Пхеньяна. Болтон не присоединился к Трампу, когда президент встретился с главой Северной Кореи Ким Чен Ыном в демилитаризованной зоне, разделяющей две Кореи. Дональд Трамп был раздосадован тем, что масштабная поддержка лидера венесуэльского лидера Хуана Гуайдо Соединенными Штатами не привела к падению режима Николаса Мадуро, что обещал Болтон. Он убеждал президента в необходимости нанести удар по иранскому радару в ответ на уничтожение Ираном многомиллионного американского беспилотника. Президент Трамп в последнюю минуту отменил свой приказ о нанесении удара возмездия.
Люди, близкие к бывшему советнику по национальной безопасности, говорят, что разрыв Трампом ядерного соглашения с Ираном и восстановление американских санкций против Тегерана было для него главным достижением полуторагодичного пребывания в Белом доме. Источник New York Times утверждает, что Болтон считал своей основной целью предотвращение заключения договоров с "врагами Америки". Критики и оппоненты Джона Болтона, а таких немало, празднуют смещение с одной из ключевых в Белом доме должностей непримиримого "ястреба". "Скатертью дорога, высокомерный, безрассудный советник по национальной безопасности", – провозглашает Chicago Tribune. "Скатертью дорога Болтону. Он оттеснял Трампа от мира и дипломатии", – пишет USA Today.
Сам Трамп как-то полушутя сказал, что, "если бы он следовал советам Джона, Америка бы вела четыре войны". Публичные защитники Болтона называют его реалистом. "Уход Болтона – это большая потеря", – заявил сенатор Митт Ромни.
Вместе с тем американские аналитики признают, что невозможно определить влияние, которое Болтон оказывал на внешнюю политику администрации Трампа, и предсказать, как его уход может повлиять на внешнеполитический курс Вашингтона. Например, хорошо известный скепсис Джона Болтона в отношении международных договоров особенно с авторитарными режимами плохо вписывался в сценарий заключения нового американо-российского соглашения о контроле над ядерными вооружениями взамен соглашения СНВ-3, срок действия которого истекает в феврале 2021 года. Но Мэтью Рожански, глава института Кеннана при Вильсоновском центре, напоминает, что в первом телефонном разговоре с Путиным в 2017 году сам президент Трамп назвал СНВ-3 "плохой сделкой", причем неизвестно, разделял или не разделял Дональд Трамп нелюбви Болтона к переговорам о сокращении вооружений. При этом Джон Болтон поддерживал регулярные рабочие контакты с Николаем Патрушевым, главой Совета безопасности России.
Уильям Померанц, коллега Мэтью Рожански из института Кеннана, не ожидает изменений в российской стратегии Белого дома:
– Я не думаю, что это отразится на российской политике администрации, потому что было ясно, что Болтон был против российской политики Трампа и был неспособен оказать на нее влияние или изменить ее.
– В чем в таком случае заключается российская политика Дональда Трампа, ведь то, что мы видим, далеко расходится с заявлениями президента о желании найти общий язык с Владимиром Путиным?
– У президента есть предложения, например, о восстановлении "Группы восьми". У него есть предложения об улучшении отношений с Россией, которые он не может осуществить в свете происшедшего в 2016 году, то есть вмешательства Кремля в американские выборы, в свете происшедшего в 2014 и 2015 году в Украине. Его способность воплотить эти идеи ограничена. И ему противостоят силы внутри администрации и извне. Причина в том, что его идеи не разделяются подавляющим большинством внешнеполитического сообщества в Вашингтоне. Как только он обращается к нему за советом, мнения президента и его советников сталкиваются. В конце концов эти люди либо увольняются президентом, либо уходят в отставку. Эта ситуация отражает специфику Соединенных Штатов, где президент не всемогущ и не может по своему желанию кардинально развернуть внешнюю политику страны. К примеру, он хотел бы ослабить санкции или отменить их, но Конгресс теперь контролирует санкции, и Трамп вынужден обращаться к законодателям, чтобы добиться этого. Но Конгресс не отменит санкции, – говорит Уильям Померанц.
Если Дональд Трамп хочет сделать что-то благоприятное для Кремля, это ему не удастся
Стивен Бланк, сотрудник вашингтонского Американского внешнеполитического совета, согласен с тем, что от перемены помощника президента по национальной безопасности российская стратегия Вашингтона не изменится:
– Пентагон и Госдепартамент понимают, что Россия представляет угрозу, разведывательное сообщество понимает это, Болтон, без сомнения, понимал это, Конгресс настроен против России: и республиканцы, и демократы. Если Дональд Трамп хочет сделать что-то благоприятное для Кремля, это ему не удастся, потому что ему не на кого опереться.
– Между тем немало комментаторов приветствуют отставку Болтона, называя его опасным "ястребом", который мог втянуть США в ненужные войны?
– Болтон – опытный профессионал. Да, он "ястреб". Но, с его опытом, он представлял в Белом доме важную точку зрения. Совершенно понятно, что президент Трамп не хочет никаких новых войн. Но я опасаюсь, что результатом непродуманной, некомпетентной, на мой взгляд, политики президента станет война. В том, что касается Болтона: да, он верит в применение силы, в то время как Трамп боится применять силу. Если страна окажется в состоянии конфликта, в 2020 году он проиграет на президентских выборах, – уверен Стивен Бланк.