Полиция заочно предъявила обвинения в клевете и вымогательстве журналисту агентства "Росбалт" Александру Швареву.
Об этом сообщает агентство "Интерфакс" со ссылкой на его адвоката. По словам защитника, следствие считает, что журналист распространил заведомо ложную информацию о бизнесмене Алишере Усманове. Речь, вероятнее всего, идёт о материале, в котором один из самых богатых людей планеты был заподозрен в связях с организованной преступностью. В декабре 2018 года Усманов через суд добился удаления с сайта Russian Criminal статей, в которых сообщалось о его предполагаемых связях с криминальным авторитетом Захарием Калашовым, также известным как Шакро Молодой, напоминает DW.
Кроме того, по версии следователей, Шварев вымогал более 50 тысяч долларов у бизнесмена из Казахстана.
Адвокаты утверждают, что журналист находится на лечении в Латвии. В понедельник суд должен рассмотреть вопрос о его заочном аресте.
Защита называет обвинения в адрес Шварева надуманными, а уголовное преследование – заказным. Сам журналист вину категорически отрицает. Александр Шварев рассказал корреспонденту Радио Свобода, как развивались его отношения с правоохранительными органами после публикации.
– Мне передавали угрозы. Причем говорили: "Старик, это все очень серьезно, ты зря относишься столь легкомысленно". Ну а дальше стали развиваться события. Сначала возбуждают дело по клевете на Андрея Скоча (деловой партнер Алишера Усманова. – РС), потом дело по клевете на Усманова, в апреле ко мне врывается (в общей сложности в обысках человек 30–40 человек участвовали) подразделение по борьбе с организованной преступностью УМВД по Москве и БСТМ (Бюро специальных технических мероприятий МВД РФ. – РС). И тогда же мне стало известно, что дело будет перерастать в вымогательство. Я говорю: "Какое вымогательство, как они это сделают?" Они говорят: "Ну как, нарисуют тебе, и всё. Что, дурак, что ли, не понимаешь?" Я тяжело болел и поэтому уехал из страны. Все это время, пока я отсутствовал, меня всячески выманивали в Россию: "Ты что, приезжай, сядем, поговорите, тебя допросят, и всё. Ничего не будет". Но другие источники говорили, что приезжать нельзя: "Тебя тут же задержат и арестуют за вымогательство". Я говорю: "Где они вымогательство возьмут?"
Ну, устали меня ждать, сейчас появилось вымогательство. Тот самый бизнесмен из Казахстана Кенес Ракишев, который тоже фигурировал в деле о Шакро и является знакомым Усманова, написал заявление. Смысл его такой: в интернете он что-то прочитал про себя плохое. И сотрудник его пресс-службы написал некое письмо на некий анонимный адрес какого-то сайта, о том, что он хотел бы удалить все эти материалы. Ему кто-то там выставил счет за это удаление. 1 ноября он подал заявление в ГСУ ГУВД Москвы, 1 ноября они уже установили, что переписывался якобы я, а если не я, то кто-то по моей просьбе. Почему они так решили? Просто указано, что есть такая оперативная информация. К сожалению, на такой "оперативной информации" очень много дел строится. Когда нет никаких доказательств, никаких подтверждений, но надо что-то сфабриковать, появляются "оперативные справки" или "рапорты", где сказано, что вот у нас есть оперативная информация, источник нам сказал, что это на самом деле Шварев. А каких-то еще подтверждений нет? Нет, подтверждений больше нет. Словом, за один день они провели все расследование. За один день – 1 ноября! Возбудили дело. Буквально еще через день они объявили меня в международный розыск, учитывая, что это праздники и выходные были. Ну, собственно говоря, вот и все. Еще жалуются, что у нас медленно работают правоохранительные органы. Ну, как медленно? Вот, за один день они все расследовали, возбудили дело и объявили меня в розыск.
– Вы сейчас, насколько я понимаю, подаете заявление об убежище?
– Я пока занимаюсь другими вещами, занимаюсь своим судом. У меня в понедельник суд по аресту. И сейчас мы собираем материалы, документы, медицинские справки, с адвокатами бегаем, чтобы на суде нормально выступить.
– То есть вы сейчас будете собирать документы по суду и дальше будете подавать эти документы, насколько я понимаю, в Управление по делам гражданства и миграции с запросом об убежище?
– Пока мы будем отстаивать свою позицию на территории Российской Федерации тоже. Это не значит, что мы сразу замолкнем. Мы будем отстаивать свою правоту. Понимаем, что, возможно, мы будем биться головой об стенку, но, тем не менее, у нас есть все документы. Понимаете, дело сфальсифицировано от и до. Когда они выходили в суд за разрешением на обыск, они указали, что выходят обыскивать Шварева Александра Юрьевича 1979 года рождения, который дважды судим, отсидел четыре года, в том числе по тяжким составам, грабежам и разбоям. Я 1976 года рождения, уроженец Москвы, судим никогда не был. Это просто сфальсифицировали справку, что я якобы рецидивист. То, что я сотрудник "Росбалта" и журналист, вообще нигде в материалах дела не указано. Более того, заявленные нами медицинские справки о том, что я прохожу лечение, дознаватель Яна Калантарова выкинула в помойку. Туда же она отправила ордера от моих адвокатов. Поэтому сейчас, когда дело оказалось в ГСУ города Москвы, мне предъявляли заочное обвинение в отсутствие моих адвокатов. "Как так, почему это?" – "А у нас ордеров нет". – "Где они?" – "А не знаем, Калантарова куда-то дела". Притом что мои адвокаты, еще когда были обыски в апреле, активно давали интервью, то есть все там было. Они продолжают идти таким же путем. Они попытались все скрыть от нас. О том, что они в суде затребовали арест, мы тоже узнали случайно.
Они все скрывали, прятали, подделывали. Вы не представляете, в материалах дела отчетливо видно, что БСТМ пыталось привязать меня к Навальному! Создали какую-то "левую" почту в Mail.ru или в BК.ru, в которой есть слово "Навальный", и пытались связаться со мной, что якобы Навальный о чем-то там со мной переписывался. Вообще какой-то бред!
– То есть вы надеетесь на то, что дело удастся развалить и вам не придется покидать родину надолго?
– Прогнозировать что-то сложно, вот если бы это было в других реалиях, где законность и право на более высоких позициях стоят, чем в России, я бы был уверен, что вся эта ахинея сейчас развалится, прокуратура отменит постановление о возбуждении дела, все отыграют назад, будут вначале разбираться, потом уже возбуждать. Но я прекрасно понимаю, с какими персонажами я связался, поэтому мне сложно вообще как-либо прогнозировать, что будет происходить в России с этим делом. Ничего хорошего не будет, они будут дальше идти, как танки, – говорит Александр Шварев.