Ссылки для упрощенного доступа

Депрессивная Россия в формате гипер-реалити шоу


Катрин Ненашева в рамках гипер-реалити шоу "Россия 20:20". Фото: Наталия Буданцева
Катрин Ненашева в рамках гипер-реалити шоу "Россия 20:20". Фото: Наталия Буданцева

Реальность, в которой каждый может почувствовать, что такое депрессия, узнать, как ведет себя человек в этом состоянии, и даже попытаться им управлять: предложить выпить водки, подойти к незнакомым людям на улице, позвонить другу, начать резать себя или рассказать окружающим о своих эмоциях. Это то, что происходило в рамках гипер-реалити шоу “Россия 20:20”. Проект стартовал 13 октября, а последний показ состоялся 9 ноября. Авторами запланировано еще несколько сезонов.

Катрин Ненашева. Фото: Наталия Буданцева
Катрин Ненашева. Фото: Наталия Буданцева


По словам одной из создательниц проекта художницы Катрин Ненашевой, в его основе лежит идея воссоздания архетипических персонажей, которые живут сегодня в России. “Идея состоит в том, чтобы показать зрителю поведение этих героев и позволить самому как-то на это поведение влиять. Изначально мы хотели воссоздать образ полицейского, священника и гражданского активиста, но, поскольку я сама впала в депрессию, а тема психоактивизма мне знакома, я решила, что первый сезон должен быть посвящен российскому человеку, который находится в депрессии”, – рассказывает автор проекта.

Чтобы истории получились правдоподобными, а зритель почувствовал сопричастность к происходящему, команда проекта общалась с героями, чьи прототипы представлены в игре. Они опросили более ста человек, которые находятся сейчас в состоянии депрессии. На основе их историй был написан сценарий игры. “Мы также общались с полицейским, священнослужителем и гражданским активистом для следующих серий проекта. Для нас было важно, чтобы сюжеты в игре были основаны на реальных интервью. Таким образом зрители могли бы погрузиться в мир этих персонажей”, – рассказывает Ненашева.

Катрин Ненашева выступает в качестве депрессивного героя. Фото: Наталия Буданцева
Катрин Ненашева выступает в качестве депрессивного героя. Фото: Наталия Буданцева

Она отмечает, что весь проект – это эксперимент, в рамках которого связаны активизм и digital. “Таким новым языком мы пытаемся взаимодействовать с общественным пространством и говорить о важных для нас темах”, – добавляет Ненашева.

Люди хотят зрелищности

Построен проект по типу игровой механики. Есть три идентификатора, с помощью которых зрители могут управлять героем. В случае с депрессией, речь шла о трех основных состояниях, в которых человек может находиться в период депрессии: прокрастинация, самобичевание и впадение в асоциальность. В рамках каждой из категорий зрителю предлагалось определенное количество действий, за которые он может проголосовать с помощью чат-бота в Telegram. За действиями депрессивного героя аудитория наблюдала при этом в прямом эфире.

Шоу о депрессии может быть скучным и безысходным


“Людям интересно наблюдать за героем, – говорит создательница проекта, – их можно разделить на несколько типов: те, кто переживает депрессию сейчас, те, кто переживал депрессию когда-то, и те, кто с этим состоянием никогда не сталкивался. Первые ассоциируют себя с героем, и им хочется с помощью этой игры освоить новую технику борьбы с депрессией. Вторые пытаются прощупать разные действия ради интереса. Третья категория зрителей просто наблюдает за происходящим в прямом эфире как за шоу. Эти люди могут голосовать за самые разные действия. Они хотят зрелищности”.

Катрин Ненашева в рамках гипер-реалити шоу. Фото: Наталия Буданцева
Катрин Ненашева в рамках гипер-реалити шоу. Фото: Наталия Буданцева

Зрелищными, однако, получались далеко не все эпизоды. По словам Ненашевой, это связано с тем, что шоу о депрессии, в котором принимают участие люди, столкнувшиеся с депрессией: не может выглядеть веселым. “Далеко не все люди вообще понимают, что такое депрессия и что шоу о депрессии может быть скучным и безысходным”, – добавляет автор проекта.

“Наш проект – это не только шоу. Перформативная часть в нем очень важна, но акцент мы все же хотели сделать не на возможности управлять человеком в депрессии, а на возможности зрителей понять этого человека и разделить его эмоции”, – говорит второй создатель шоу Иван Шевель.

Менее красочные эпизоды оказывались не такими популярными, как остальные. В связи с этим авторы пришли к выводу, что зрители не готовы смотреть на страдания других людей, даже если эта идея заложена в самом проекте.

“Скучным и безысходным” зрителям показалось выступление Ники Никульшиной. “Люди просили поставить вместо нее кого-то другого, потому что смотреть было сложно. При этом Ника просто пыталась рассказать о своем состоянии, не контактируя со зрителем”, – рассказывает Ненашева.

Депрессия закидывает человека в разные плоскости


Помимо выступления в рамках проекта Никульшина создала выставку “Страдай сам/а”. “У меня пограничное расстройство личности. Сейчас я нахожусь в депрессивной стадии. Мне захотелось об этом поговорить и создать пространство для общей рефлексии. Так появилась самоорганизующаяся выставка, куда каждый может принести свою работу о депрессии или сделанную во время депрессии”, – говорит участница шоу.

Каждый мог как принести свою работу на выставку, так и испортить другую уже представленную там композицию. “Идея в том, что работы живут в этом пространстве до тех пор, пока зритель или художник позволит им там находиться. Они не контролируют себя сами. Это очень похоже на депрессию, которая закидывает человека в разные плоскости”, – делится Никульшина.

Выставка "Страдай САМ/А". Фото: Наталия Буданцева
Выставка "Страдай САМ/А". Фото: Наталия Буданцева

По ее словам, главная цель выставки – снять стигму с психических расстройств. То, что испытывает человек, находясь в депрессии, сложно описать словами, потому что это не очевидная физическая боль, которую каждый хоть раз испытывал. Однако с помощью различных проектов можно помочь людям, которые никогда с депрессией не сталкивались, это состояние прочувствовать. “Мне хотелось вывести депрессию в некое физическое пространство, потому что все ментальные заболевания обычно воспринимаются как несуществующие и не требующие внимания, хотя на деле это не так”, – говорит Никульшина.

По данным экспертов Института им. Сербского, в России около пяти миллионов человек страдают от депрессий. И еще 5 миллионов, по мнению психиатров, не попадают в поле зрения врачей и не обращаются за помощью.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG