"О простых людях из регионов, без политического или активистского бэкграунда никто не говорит. Даже если они стали жертвами репрессивной наркополитики или полицейского произвола. Как социальные художники, мы хотим это изменить", – рассказывает одна из организаторов "мастерской памяти" "Реквием 228" в Санкт-Петербурге, художница Катрин Ненашева.
Создатели мастерской хотели снова заговорить о "народной" 228-й статье Уголовного кодекса, а также ввести в дискуссию образы простых людей, которые погибли при столкновении с репрессивной машиной. В основу проекта легли три истории, каждый герой которых столкнулся с фальсификацией по делу о хранении наркотиков или ненадлежащей медицинской помощью после ареста.
"Все началось с того, что я прочитала о деле Дмитрия Федорова. Его тело нашли на железнодорожных путях после того, как он в соцсетях рассказал, что сотрудники Росгвардии подбросили ему наркотики. Официальная версия смерти – суицид", – говорит Катрин Ненашева. Тогда организаторы решили найти похожие истории.
Монополия на насилие есть только у представителей власти
"В открытых источниках мы обнаружили как минимум два таких дела, – добавляет художница. – Одно из них – это дело Евгения Романова – молодого человека с шизофренией, который погиб в СИЗО "Кресты". (Его задержали в 2015 году. Причиной, как позже в зале суда объясняли полицейские, послужило "странное" поведение Романова. Он "ходил, шатался, размахивал руками, в окружающей обстановке ориентировался плохо". В отделе полиции в кармане брюк Романова обнаружили около полуграмма спайса. – прим. РС). Умер он из-за того, что ему не могли оказать специализированную медицинскую помощь".
Сажать по 228-й статье людей не прекращают
Герой третьей истории – Тимур Костанов. Его задержали в 2018 году за продажу наркотиков в рамках оперативно-следственного мероприятия "Контрольная закупка". Отбывать наказание его отправили в Пугачев. Сначала Костанов дважды простыл. Его долго не отправляли на лечение и не обследовали. В итоге спустя восемь месяцев осужденного освободили в связи с тяжелой болезнью. Мужчине диагностировали пневмонию, туберкулез и ВИЧ-инфекцию. Через день после освобождения Костанов умер.
"Мы живем в разрастающемся полицейском государстве, где монополия на насилие есть только у представителей власти. В итоге людей доводят до суицида или оставляют умирать без надлежащей медицинской помощи. В медиапространстве истории обычных людей не звучат. Если с ними что-то происходит, это быстро забывается. При этом людей по 228-й статье сажать не прекращают", – продолжает Ненашева.
Вокруг наркопотребления сохраняется стигма и страх
По ее словам, цель мастерской – не только рассказать эти три истории, но и услышать истории посетителей. Представить их можно было в разных форматах: от перформанса до инсталляции или музыкального произведения. Для этого в рамках проекта были организованы три тематических семинара. Мастерскую по перформативному искусству вела режиссер Диана Мейерхольд, созданием инсталляций вместе с посетителями занималась сама Ненашева. Музыкальным отделом, в рамках которого можно было записать свой трек, руководили участники группы "Старость" Саша Старость и Стас Горев.
Ненашева огорчена тем, что в работе мастерской участвовало мало людей. "По сравнению с летней активностью, когда у всех на слуху было дело Ивана Голунова, сейчас репрессивная наркополитика людей волнует гораздо меньше. При этом вокруг темы сохраняется стигма и страх. Люди боятся, что участие в подобных мероприятиях повысит их шанс быть задержанным по “наркотической” статье", – говорит Ненашева.
Приходили в основном молодые люди, многие из них столкнулись с наркополитикой лично. Некоторые рассказывали о том, как погибли их родственники.
"Для того чтобы говорить о таких сложных темах, как наркопотребление и наркополитика, нам кажется наиболее правильным использовать метод партиципации. Он заключается в том, что в создании художественных произведений принимают участие люди с разным опытом и из разных социальных групп. Сначала мы пытались все истории посетителей выслушать, пропустить через себя и понять, какие эмоции вызывают они у нас. Уже после этого мы приступали к созданию художественных произведений", – рассказывает Ненашева.
По данным судебного департамента при Верховном суде, каждый седьмой приговор в России выносится по наркотической (228-й) статье. В 2018 году из 658,3 тысячи человек, находящихся в колониях, 13,4 процента осуждены за употребление или распространение наркотиков.