Цхалтубо, курорт неподалеку от Кутаиси, был известен в СССР своими санаториями с целебной родниковой водой.
Так выглядел курорт во времена советского расцвета.
Вода в городских источниках богата радоном, радиоактивным газом, который используется для исцеления некоторых недугов, включая болезни суставов.
В украшениях санаториев в Цхалтубо, как в этом фризе, все еще можно увидеть фигуру Сталина.
Некогда закрытая для посторонних купальня с мозаикой, на которой изображен мечехвост, была облюбована Сталиным. Здесь он проводил время в 1951 году. В Цхалтубо у Сталина была и своя дача.
Железнодорожный вокзал в Цхалтубо, куда в советские времена прибывали поезда прямиком из Москвы.
После распада СССР и падения "железного занавеса" бывших советских туристов потянуло на Запад. Приезжавшие по производственным путевкам советские трудящиеся перестали посещать купальни и бассейны. 22 санатория города вместе с радоновыми ваннами пришли в запустение.
Заброшенный театр в одном из санаториев советского времени.
Плющ на заборе перед заброшенной водолечебницей.
После войны 1992–1993 годов в Абхазии тысячи грузин, вынужденные покинуть свои дома, получили квартиры в бывших советских санаториях в Цхалтубо.
Беженцы из Абхазии до сих пор живут в санатории "Металлург", где раньше отдыхали работники металлургической промышленности.
Гостиница "Сакартвело", тоже частично занятая беженцами из Абхазии.
В 2012 году, когда элегантные курортные здания Цхалтубо уже в прямом смысле слова разваливались, президент Грузии Михаил Саакашвили пообещал в течение четырех лет превратить город в "лучшее место в Европе". С тех пор город получил миллионы долларов от Всемирного банка и частных инвесторов.
Семейная пара отдыхает между процедурами в бальнеологическом курорте, который использует две водолечебницы, все ещё находящиеся в рабочем состоянии со времен СССР.
Танцующие пионеры – центральная композиция городской купальни.
Театр в санатории "Цхалтубо СПА-резорт", который раньше принадлежал министерству обороны СССР.
"Цхалтубо СПА-резорт" располагается в отреставрированном санатории. Этот четырехзвездочный отель и конференц-центр, сейчас принадлежащий частному инвестору, был открыт в 2011 году.
Но большинство санаториев и здравниц в Цхалтубо выглядят так, словно сошли с экрана фильма-катастрофы.
В октябре 2019 гожа политик и бизнесмен Бидзина Иванишвили заявил, что намерен восстановить принадлежащие государству санатории Цхалтубо, а также построить жилье для беженцев, которые всё еще живут в этих постройках.
В заявлении Иванишвили была и такая фраза: "Безусловно, с моей стороны не будет идти речь ни о какой прибыли, максимальная цена не превысит себестоимости работ. При этом я готов передать заинтересованному бизнесу эти проекты со значительной скидкой".
Заброшенный бассейн в санатории.
Однако в новом интервью в ноябре Иванишвили заявил, что готов передать любой из санаториев в собственность "любому инвестору в любое время", если они затратят такие же деньги на реставрацию, как и он сам.
В Грузии встретили это предложение с настороженностью. Критики утверждают, что речь идёт не о покупке объектов, а о захвате государственной собственности, а "стиль правления Иванишвили обесценивает понятие "государство".
Четыре из 15 государственных объектов в Цхалтубо, которые Иванишвили намерен приобрести, придется сносить: они восстановлению уже не подлежат. Стоимость остальных оценивается в миллионы долларов.
Грифон перед входом в один из санаториев, где до сих пор живут несколько десятков семей беженцев.
Саакашвили, политический оппонент Иванишвили, заявил: программа восстановления Цхалтубо разработана во времена его, Саакашвили, президентства, но ее остановили именно тогда, когда к власти пришла партия Иванишвили "Грузинская мечта". "Никогда ни один завоеватель в таких масштабах не грабил Грузию", – сказал Саакашвили, оценив стоимость санаториев в 700 миллионов долларов.
Мадонна Мушкудиани (на фотографии она вместе с внучкой) живет в одном из санаториев Цхалтубо с начала 1990-х годов, с тех пор как вынуждена была уехать из Абхазии. Мадонна говорила, что и сама она, и соседи очень положительно относятся к плану Иванишвили. "Это не просто обещания, – замечает она, – он уже строит для нас жилье". Семья надеется переехать в новую квартиру в 2021 году.
Когда состоится сделка, пока не ясно. Но в ноябре прошлого года Иванишвили сказал, что он все "выкупит и реставрирует в течение трех лет". Он также пообещал, что не будет собственником ни одной гостиницы в Цхалтубо после того, как завершит проект реконструкции.