СССР оставил в наследство много странного, мифологизированного, необъяснимого с рациональной точки зрения, много такого, что хочется немедленно забыть, переписать, переиначить – что часто довольно самозабвенно и пытается делать нынешняя власть, переписывая учебники истории, оживляя легенды про панфиловцев и маскируя память об идеологических и политических преследованиях.
Предрассудки, стадность, дремучесть, предпочтение не замечать проблему, а маскировать её, боязнь быть не таким, как все, настороженное отношение ко всему новому, консерватизм, вера в консерватизм, вера в неизменно великую историю великого народа. Эти смешанные качества и ощущения в разных пропорциях, но все же живут в глубине души многих граждан России, и это, скажем прямо, так себе приданое. Но отдыхать от тяжелых дум народу тоже надо, и для этого есть праздники, с которыми тоже все не слава богу. Многие из них праздниками можно называть весьма условно, а скорее даже нельзя.
23 февраля – День Красной армии, День Советской армии и Военно-морского флота, а сегодня – День защитника Отечества. В истории появления этого так называемого праздника, судя по всему, нет ничего торжественного или хоть сколько-нибудь радостного. В советское время считалось, что 23 февраля 1918 года отряды Красной армии одержали победу над немцами под Псковом и Нарвой, однако на самом деле никаких побед в этот день не было: матросы Дыбенко бежали из-под Нарвы, а Псков был сдан немцам. Историки также скептически относятся к утверждению о том, что Красная армия была создана 23 февраля 1918 года. Это про мифологию.
Так или иначе, народу нужен был праздник, и его подали: День защитника Отечества – праздник мужчин и женщин, защищавших свою Родину. И праздник имеет вполне позитивное значение: защищать родину важно и нужно, когда на неё действительно кто-то нападает. Но свой смысл праздник сохранил разве что в телевизионной повестке, переполненной фильмами о войне. Сегодня 23 февраля воспринимается людьми скорее как гендерный праздник, своего рода мужское 8 марта (про женщин в контексте 23 февраля упоминаются редко). И позиционируется 23 февраля не как день какого-то глубокого мужества, силы, достоинства, а как день именно "настоящих мужиков", которые раз в два часа стучат кулаком по столу, командуют парадом, кормят всю семью, облокачиваются на стену – и та крошится, никогда не плачут и решают проблемы преимущественно силой.
Героическая составляющая "праздника" ушла на второй план, осталась гендерная, но остались и особые критерии, подчеркивающие, что праздник этот не просто день мужчин, а день именно правильных, настоящих мужчин. В моей школе, например, одна учительница скрещивала руки на груди и обращалась к ученикам: "Да какие из вас защитники? Вы на себя посмотрите!" Кто-то из ребят в ответ на её слова пытался смеяться, кто-то поджимал губы и опускал глаза, но никто не спорил, потому что ничего не попишешь: в армии не служили, КМС нет, автомат с завязанными глазами не разбирали и даже 30 раз не подтягивались. 8 марта, кстати, к девочкам подобные репрессии тоже применялись: "Вы же девочки, вы не должны носиться по коридору сломя голову!" Об истории самого дня здесь тоже напрочь все забыли, просто теперь девочки должны быть девочками, а мальчики мальчиками. Мальчики должны быть при этом олицетворением мужества, героизма, силы, достоинства, значения которых воспринимается довольно однозначно, через призму стереотипов, дошедших до нас сами знаете, из каких времен.
На самом-то деле каждый защищает Отечество в силу своих возможностей и способностей: налогами и добросовестной работой, например
Но почему считается, что мужество, сила, достоинство и героизм могут проявляться только в ширине плеч, силе удара и, если хотите, в погонах? Почему мужество так тесно связывается с агрессией и с деятельностью группы людей, в чьи профессиональные обязанности входит причинять боль другим людям? Почему защита Отчества сегодня это обязательно дуло автомата, танки, стрельба, служба в амии или еще бог весть где? Армия и правоохранительные органы прекрасно подпитываются налогами, которые платят и женщины, и мужчины – даже те, кто не держал автомат в руках. А воспитание ребенка и уборка квартиры – это, что, не сила и вообще занятие, которое каким-то образом делает мужчину менее "настоящим"? Едва ли. Кажется, в XXI веке пора понять и принять, что на самом-то деле каждый защищает Отечество в силу своих возможностей и способностей: налогами и добросовестной работой, например.
В XXI веке пора перестать в мирное время учить всех мальчиков без разбора "уму разуму", "дышать порохом", "падать и отжиматься", прекратить внушать, что человек, в зависимости от пола, нужен стране, Отечеству, обществу в каком-то определенном усредненном формате. В наше время уже просто дико считать, что мужчина должен быть воинственным и жёстким, не носить вещи определенного цвета, приходить в парикмахерскую и говорить: "Стригите так, чтобы не было видно, что я подстригся", иначе он не настоящий мужчина.
И 23 февраля, и 8 марта превратились в гендерные праздники, историю которых вспоминать никто не стремится, зато все стремятся привести людей только к двум знаменателям, в зависимости от пола. И часть населения России эту стигму охотно принимает и поддерживает – потому что всегда так было, а что тут такого? Это же так красиво и правильно, когда девушка в воздушном платье, а мужчина моряк или военный, который ломает бревно об колено, не страдает и мало рефлексирует, а всё больше защищает семью. И Отечество, конечно.
Именно поэтому три гопника, которые избивают в подворотне парня в бирюзовом поло, чтобы показать, кто из них настоящий мужчина, выглядят в глазах всё еще околосоветского человека более привычными и, что уж говорить, более мужественными, чем этот парень в футболке, цвет которой вызывает непривычные ассоциации. Именно поэтому мужчина, который работает грузчиком, охранником или прокурором априори более "настоящий", чем мужчина, который выбрал карьеру музыканта, искусствоведа или балетмейстера. Ну а еще вот это: бизнесмен, который может обеспечить свою семью и ещё три, воспринимается как более настоящий мужчина, чем хирург, который еле сводит концы с концами, хоть и пашет в две смены на любимой работе.
И как-то забывается, что за мужским/женским полом обычно подразумевается человек, которому бывает непросто независимо от того, мужчина он или женщина. Парень в бирюзовом поло умеет готовить самый вкусный плов в городе и виртуозно играет на саксофоне. Гопники научились ходить разболтанной походкой, разбираться в пиве и, может быть, свободно владеют двумя языками – люди не знают, людям все равно. Главное, что по гопникам сразу видно, что они настоящие мужчины и смогут защитить Отечество, а парень в поло странный, другой. Тут же главное – картинка.
В современном российском обществе не принято говорить о том, что мужчинам может быть трудно, о том, что настоящий защитник Отечества может столкнуться, например, с депрессией. Это как в советском кино, в котором показывают улыбающегося героя-победителя, которого встречает с фронта любимая жена, и не показывают посттравматический синдром, ночные кошмары, нервные срывы, запои, разлад в семье и, что случается довольно часто, отказ от психологической помощи – потому что мужчинам это якобы не положено. Согласно статистике ВОЗ, Россия входит в первую тройку государств с самыми высокими показателями самоубийств на душу населения, а по числу суицидов среди мужчин является мировым лидером. Так, за 2016 год (последняя глобальная статистика) в России совершили самоубийство более 44 тысяч человек, из них более 37 тысяч мужчины.
Скольких из них травили в школе за то, они ходят на сольфеджио или бальные танцы, скольким доставалось от отцов "мужик не плачет", "мужик должен терпеть", как часто кто-то из этих 37 тысяч сжимал зубы и делал то, что должен, как считало общество, а не то, что хотел, как часто он просчитывал алгоритм действий, когда видел компанию гопников ("настоящих мужиков") в тёмном дворе, почему парень в бирюзовом поло хуже этих самых гопников, как сильно ему было страшно и почему никто не должен об этом знать? Мало кто хочет отвечать на эти вопросы по-настоящему. Никто почему-то не говорит о смелости и упорстве, которыми нужно обладать, чтобы, например, сделать выбор в пользу той профессии, которая нравится, а не той, которая поможет в дальнейшем соответствовать придуманному кем-то образу. Вообще, говорить "мужчина должен" или "женщина должна" – очень печальная и деструктивная привычка, которая у нас, увы, искореняется с большим трудом.
И раз уж мы в XXI веке поздравляем людей с тем, что им было суждено родиться определённого пола, давайте не будем забывать, что великая страна – это такая страна, которая в том числе дает своим гражданам возможность меняться, развиваться и быть свободными во всем, от выбора рода занятий и цвета одежды до сексуальной ориентации. Давайте помнить, что сила – это не только мускулы и военщина, но и свобода человека быть таким, каким он хочет, мужество быть собой, верность принципам и честность по отношению к себе и окружающим.
С праздником, если кому-то ещё весело.
Светлана Осипова – московский журналист
Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции