Ссылки для упрощенного доступа

"Гречка как национальная идея": соцсети о потребительской панике


Московский супермаркет, 18 марта
Московский супермаркет, 18 марта

Новости о распространении коронавируса мало кого оставляют спокойным. Всё заметнее предапокалиптические настроения, и в ожидании худшего люди во всём мире стараются запастись самым нужным.

Разумеется, Россия тоже в стороне не осталась.

Правда, пока сообщения в соцсетях позволяют сделать один точный вывод: страна большая, везде по-разному.

Павел Пряников:

Прошёлся сейчас по нашим дешёвым магазинам в Замоскворечье – Дикси, Магнит, Пятёрочка. Три дня там не был, и за эти дни поведение покупателей преобразилось. Женщины в возрасте 45+ как угорелые скупают гречку и макароны – на кассе вижу, что берут по 5-6-10 пакетов того и другого. Хит запасов на гипотетическую эпидемию К-вируса в Москве. По другим крупам не видел такого ажиотажа. На втором месте – подсолнечное масло, берут по 3-4-5 бутылок.

То же самое видел сегодня во «ВкусВилле»: хит запасов – макароны.
Теоретически правильное решение – гречка и макароны лежат долго. Если чередовать соусы и приправы к ним, то долго не надоедят. Что бы ещё посоветовал - различные бобовые: фасоль, горох, чечевицу. Тоже хорошо лежат, прекрасный источник растительного белка, стоят недорого.
Но в целом наличие начинающейся потребительской паники уже есть. Повторюсь, её эпицентр – женщины средних и старших лет (тех, кто помнит дефициты всего и вся, классические российские выживальщики).

Андрей Перцев:

Ашан в Реутове: нет не только гречки/туалетной бумаги etc, но и мяса ( не костей и субпродуктов и пока не очень понятных большинству полуготовых продуктов), курицы, подсолнечного масла. Редеют ряды рыбных консервов, пельменей и водки. Всего все меньше, народ бродит в прострации и недоумении.

Михаил Винокуров:

Всё, паника докатилась и до Питера.на днях сносили "ленту" и "ОК". В Купчино в магазине "Пловдив", почти не осталось макарон. Нет гречи, риса, пшена. Позавчера ещё все было как обычно. Хотел пачку гречи купить, кончилась у нас.
Цена сегодняшних заявлений власти, что они там чего то не допустят!

Мария Галина:

у нас как то выборочно все исчезло, в основном лук и картошка, сакральная туалетная бумага, эта вечная ценность, пока есть, тетрапаки всего есть. Мясо есть (мы подкупили коту печенку и себе купаты и курбедра на заморозку). Овощи мороженные есть, полуфабрикаты есть. Но народ закупается тележками, причем истерично и без разбору.

Ирина Узжина:

Зашла в местную Пятерочку за дрожжами, а там пустые полки - где крупы и туалетная бумага. Реально. Поразило, что полки с солью (sic!!!) почти пустые. Кофе, кофе только не скупайте впрок! Пожалуйста...

Николай Подосокорский:

Закупился на случай карантина. Ажиотажа в магазинах пока нет, но товары заметно подразобраны. Туалетная бумага и тушенка с крупами пока не в дефиците.

Виталий Щигельский:

Архетипическая реакция

Поржали вместе с любимым телеведущим
над тупыми америкосами,
а в следующую секунду
метнулись до ближайших универмагов
закупаться тушняком и туалетной бумагой...
На западном фронте без перемен.гречка вкусее в дефицит

Алексей Шабуров:

Проинспектировал ближайший "Окей" на предмет народного ажиотажа.

Докладываю: ажиотаж есть, но крайне умеренный. Несколько повышенный интерес к гречке, макаронам и антибактериальным салфеткам - да, наблюдается.

Но никаких пустых полок нет. Что-то, конечно, к вечеру закончилось, но в целом всего хватает - и гречки, и макарон, и прочего. Паники тоже никакой, все спокойно. Если не знать, что вокруг происходит, то можно ни о чем и не догадаться.

Основные обсуждения вращаются вокруг нескольких товаров: гречки, макарон (уже заметно меньше) и туалетной бумаги.


Татьяна Малкина:

знакомый рослый киргиз-продавец, доставая мне с верхней, недоступной полки две последние пачки гречки "увелка", укоризненно покачал головой и спросил: "ну вот зачем? зачем вы тоже?".
стало стыдно на миг. но потом я посмотрела на свою тележку. и стала ржать. кроме хлебушка и увелки там были пять банок маслин, баночка соленых чернушек (хорошие), одна банка белорусской тушенки (не помню, когда ела в последний раз), одна банка сомнительных шпрот (но с домским собором на этикетке), три бутылочки диетической колы, шесть лаймов и десять пачек финкриспов.
видимо, так сегодня выглядит мой продстрах.
ну, могло бы быть и хуже
забыла спички взять((

Дмитрий Литвинов:

Из ненароком подслушанного в магазине.

Парень лет 30, говорит по телефону:

- ... Да, взял уже. Да, тоже. Гречка? Один пакет? Да, возьму, конечно.

(после крошечной, почти незаметной паузы) А как она выглядит?

Илья Крамник:

В Азбуке хипстеры оживленно затариваются гречкой в порционных пакетиках по сто рублей за полкило. По 8-10 коробок.

В ста метрах магнолия, пустая и с полными полками. В общем, тот случай, когда ритуал-то унаследован, а технология утрачена.

А вы спрашиваете, где ракетный двигатель.

Лев Симкин:

Как думаете, в какой момент возникает паника из-за дефицита какого-нибудь товара? Говорят, довольно нехватки двух-трех процентов. Так время от времени происходит с гречкой, хотя уж ее-то у нас всегда в избытке. Правда, сегодня в «Перекрестке» люди мели не одну только гречку, а самые продвинутые по примеру европейцев расхватывали бумажные полотенца, мне не достались, хотя вроде и не нужны были.

Юлий Гуголев:

Кто длинной вереницей
идёт за синей птицей,
кто боевыми группами -
за сахаром и крупами,

а вот у нас в "Пятерочке"
снова были терочки:
все злые как собаки,
что снова нет бумаги;

поцапались две стервы
из-за мясной консервы;
из-за буддиста-сволочи
закончились все овощи;

какий'-то патриоты
захапали все шпроты,
а твари либеральные -
все воды минеральные;

а три пенсионерки
делили спинку нерки;
прибили старика там,
лез к полуфабрикатам.

Дмитрий Фетисов:

Я могу понять когда люди разбирают в магазинах мясо и крупы. Могу даже попытаться понять ажиотаж с туалетной бумагой и гречкой. Это же теперь новые скрепы российского общества.

Но зачем сметать с полок растительное масло? Люди настолько оптимисты и думают, что у них будет столько мяса, для жарки которого пригодятся литры масла?

И для чего опустошать запасы парацетамола в аптеках? Паника из-за коронавируса должна настраивать на обращение к врачам в случае угрозы, а не готовность заниматься самолечением, глотая парацетамол горстями.

Впрочем, склонность к самолечению - это уже ментальная черта российского общества и одно из свидетельств недоверия к медицинской системе.

Александр Кынев:

Если сумасшедшие бабки по своей традиции начнут хаотично скупать макароны, гречку, соль и спички, то если кризиса для этой категории не было, он будет. Советский человек не искореним

Григорий Погосян:

Господи, дай людям мозги, гречка, сахар, макароны у них уже есть...

Константин Калачёв:

Если ты первым купил гречку, это не паника, это предвидение.

Александра Гармажапова:

«Я вот думаю, что сила в гречке. У кого гречка – тот и сильней».

Александр Рыклин:

Видел отличную рекламу нового загородного дома:
"Вы закупились гречкой, макаронами и тушенкой, но вам негде это хранить"...

Павел Кудюкин:

Первый человек погиб в России от короновируса!В гараже на него упал 200-кг стеллаж с гречкой, макаронами и тушенкой

Марина Старостина:

В супермаркете вижу толпу. Ага! Любители гречки, думаю! Точно! Не драка, но повышенная напряженность в мышцах и глазах точно. Надо урвать, ведь жить без гречки как? Без макарон, риса, колбасы, сыра, мяса, молока, хлеба, водки - можно, а без гречки нельзя! Главный продукт. Пришлось и мне урвать свой пакетик. Мама просила купить. Если бы не мама... а так очень стыдно было, правда. Никак не могу понять, почему именно гречка?

Вера Демьянова:

Я наверное, глупая, но не могу понять к чему люди готовятся? К дефолту или карантину? Если дефолт - то это мне надо квартиру в склад еды превратить?.. наверное. А если карантин, вы что собрались месяц дома жрать без остановки?..😳 тогда почему гречку то?.. или магазины с едой будут закрыты месяц, а всех выскачивших на улицу за продуктами и в аптеку станут отстреливать у подъезда?..

Даня Зинченко:

Почему именно ГРЕЧКА? Мой социальный эксперимент вроде как удался - весь день пишут и звонят по моему объявлению в Авито, где я выставил одну (!!!) пачку гречки за 10.000 рэ. Ну почему ГРЕЧКА так важна русскому человеку?????

Татьяна Лентина:

На свете масса всевозможных круп, но народ ломится за гречей. Это новое противовирусное? Или наша национальная скрепа?

Александр Тимофеевский:

Ведь покупается не крупа-долгожитель (а гречка хранится аж два года), не вкусная разнообразная еда (а гречка такая), не здоровое или экономное питание и даже не запас на чёрный день. Покупается символический капитал, знак беды, образ катастрофы. Княгиня Волконская в Сибири, хотя ни из чего не следует, что она там ела гречку.

Соль, спички и туалетную бумагу разбирают повсюду, а гречка это русский выбор. Гречка как причастие, как судьба, общая с Родиной, как наша национальная идея. В сытые благополучные времена ее старательно и безуспешно ищут, во дни бед народных она наглядна, за ней кидаются в магазин, ее хватают, ее разбирают, она может не всем достаться. Потом об этом забудут и примутся сочинять какую-нибудь головную конструкцию из семен льна и авокадо с бураттой, но жареный петух опять клюнет, и великая гречка явится в неумолимой своей очевидности.

Явление гречки народу.

Илья Клишин:

Гречка это память предков. Гречка это коллективное бессознательное. Поскреби каждого московского модника и ты найдёшь не флет вайт на растительном молоке, нет, ты найдёшь испуганного ребёнка в очереди в перестроечный магазин с талонами на еду в руке, даже если он родился уже после развала Союза, ты найдёшь постиранные и аккуратно развешенные целлофановые пакеты на кухне, бидоны и бочку с молоком поутру, лыжи на балконе, пыльный сервиз в стенке и полные собрания сочинений там же, ты копнёшь чуть глубже и найдёшь застой, бутылку водки где детские грибочки, кильку в томате, сырок «дружба», ещё глубже найдёшь страх и холод, ты найдёшь голодных детей, которые варят суп из лебеды, мою уже покойную бабушку девочкой ты найдёшь и она говорит страшно: нельзя играть с хлебом.

Вы смеётесь над людьми, что покупают гречку, но это сильнее их. Это генетическая программа. Как и родители Гарри Поттера, все эти люди, голодная девочка времен войны, работяга с бутылкой водки, парень с джинсах в колбасной электричке всегда были с нами. Они никуда не делись из-за того что мы стали ходить в барбершопы и пить смузи. Они это часть нас. Они это мы.

Аббас Галлямов:

А вот если организовать участки для голосования в Ашанах, Метро, Лентах и прочих подобных местах; да ещё и объявить, что в этот день там будут скидки на гречку и консервы, то лояльная явка может значительно вырасти.

В общем, всё будет плохо, но недолго. Или нет, долго!

Захар Прилепин:

Первыми умрут мемасики. Умрут снисходительность, скепсис, привычка иронично цедить всезнающие слова. Все эти комменты по типу «достали, клоуны», «цирк» умрут, привычка постить демотиваторы, писать «гы-гы». Топовые запросы в яндексе будут «соль», «чеснок». Туалетной бумагой, запасенной на три года, будут костры разжигать. Горит она <плохо>. Можно было что-нибудь нужное купить, но вот бумаги накупили на половину последней зарплаты. «<Зачем> ты накупил этой бумаги, идиотина?» - “Все покупали, и я купил! Откуда я знал?!»

Егор Холмогоров:

Лично я дефицита пипифакса в летний период не боюсь. Я еще из поколения тех русских детей, которые в деревне пользовались в поле лопухом...

Александр Егай:

Пока население борется с инфекцией скупая туалетную бумагу, постепенно вырисовывается контур будущего:
1. Скоро будем рады доходу в 200 долларов в месяц.
2. Это надолго, возможно навсегда.
3. Помощи ждать неоткуда.

Филипп Леонтьев:

Если вы волнуетесь, про пустые полки, то расслабьтесь. Скоро у 70-и процентов "среднего класса" закончатся 17 тысяч.

XS
SM
MD
LG