Аннексированный Россией Севастополь уже пять дней живет в режиме всеобщей самоизоляции, который был введен с 1 апреля указом врио губернатора города Михаила Развожаева. Центр города совершенно опустел, но в спальных районах на улицах хватает людей. Жители пользуются разрешенным им правом ходить за продуктами и выгуливать домашних питомцев. Внешне они ведут себя совершенно спокойно, но интернет полон негативных сообщений.
В субботу днем на главной набережной Севастополя было совершенно безлюдно. За 15 минут неторопливой прогулки можно встретить всего пять-шесть человек. Вот прошла парочка в самодельных тканевых масках. Какой-то малыш в компании бродячего пса пытается покормить с рук ленивых голубей. На Графской пристани одинокий рыболов как ни в чем не бывало таскает из воды мелкую рыбешку.
На скамейке у самой воды сидит пожилой человек и читает потрепанную книжку – сборник военных рассказов о Севастополе. На вопрос, не возникает ли у представителей власти возражений против такого времяпрепровождения, когда в городе объявлен тотальный карантин, любитель чтения отвечает, что пока к нему никто не подходил: "Я с рынка иду, решил вот отдохнуть. А вообще у нас люди очень дисциплинированные, все по домам сидят".
Мужчины в спецовках деловито снуют с рулетками и строительными уровнями возле закрытых кафе и сувенирных лавок. Пользуясь карантином, хозяева заведений пытаются привести помещения в порядок к началу туристического сезона. В том, что он наступит, в Севастополе мало кто сомневается: люди живут надеждой на то, что все это кончится очень быстро и жизнь встанет на прежние рельсы.
COVID-19 довольно долго обходил Крымский полуостров стороной. Первый официально подтвержденный случай коронавирусной инфекции здесь был зарегистрирован 21 марта в Евпатории. В Севастополе коронавирус выявили сразу у пятерых пациентов 27 марта. С тех пор новых случаев не появлялось. Эпидемиологическую сводку ежедневно публикуют на сайте правительства города. По состоянию на 4 апреля, под наблюдением с подозрением на коронавирус в Севастополе находилось 1606 человек, 2830 человек сняли с наблюдения по завершении карантинного периода. К утру 6 апреля новых случаев коронавируса не зарегистрировано.
На появление в городе коронавируса власти отреагировали за два дня: закрылись торговые центры, театры, кино, рестораны и гостиницы, а еще два дня спустя в Севастополе ввели режим полной самоизоляции. Решимости временному главе региона, очевидно, добавило выступление президента РФ, который сначала объявил по всей стране выходные дни до 5 апреля, а затем продлил вынужденные "каникулы" до конца месяца. Поэтому решение принудительно запереть людей по домам сами севастопольцы не восприняли как губернаторский произвол: мол, на все воля Путина.
Согласно указу Михаила Развожаева, севастопольцам запрещено покидать место жительства, если только это не связано с угрозой их жизни и здоровью. Выходить на улицу разрешается для того, чтобы поехать на работу и обратно, получить медицинскую помощь, выгулять собаку (в радиусе 100 метров от дома), вынести мусор и купить продукты и лекарства (в ближайших магазинах и аптеках). Личным автотранспортом можно пользоваться без ограничений ("Автомобиль приравнивается к самоизоляции"). На общественном транспорте (число маршрутов которого временно сократили, попутно отменив льготный проезд для пенсионеров) можно ездить на работу, но не за покупками.
Как и в других регионах РФ, нарушителям режима самоизоляции грозит штраф – от 1 тысячи до 30 тысяч рублей для физических лиц "в зависимости от обстоятельств". Платить на месте не придется: стражи порядка составят акт, после чего решение о сумме взыскания будет принимать суд. Впрочем, глава города надеется на сознательность севастопольцев и хочет договориться по-хорошему. "Нет задачи штрафовать людей, нет задачи людей загнать в рамки, есть задача сейчас максимально соблюдать этот режим [карантина]", – пояснил он. Наказывать пока что пообещали только злостных нарушителей, которые "могут банально угрожать обществу".
Недовольство в интернете
На страницах городских сообществ севастопольцы спорят о профилактических мерах (одни считают их чрезмерными, другие – недостаточными), о действиях властей ("государство нас бросило на произвол судьбы" против "вам никто ничего не должен") и о возможных последствиях пандемии ("мы все умрем" против "скоро все это кончится и забудется как страшный сон"). Интернет-приемные органов государственной власти люди заваливают одними и теми же вопросами: сколько в городе аппаратов искусственной вентиляции легких? Почему так мало? Почему в аптеках нет масок? Когда изобретут лекарство от коронавируса? Почему так подорожали лимон и имбирь?
Достучаться до властей при помощи социальных сетей пытаются и севастопольские врачи. Пациенты с коронавирусом и с подозрением на этот диагноз содержатся в городской инфекционной больнице. Ее обеспечивают всеми необходимыми средствами защиты. А вот в других медицинских учреждениях нет ничего, хотя туда также может прийти на прием еще не обследованный пациент с COVID-19.
"Когда придут средства индивидуальной защиты для медработников в Первую горбольницу? Нет ничего, что необходимо по приказу: ни респираторов, ни костюмов, ни очков. Докторов и так не хватает, а если мы все заболеем и еще кучу пациентов перезаражаем, то будет совсем катастрофа! И так на работу идем каждое утро – и плакать хочется, как на убой", – обращаются к врио губернатора из главной и крупнейшей больницы города.
"В Третью горбольницу переводят из инфекционки людей, а у сотрудников нет масок и перчаток. Ответ: ищите сами", "В Девятой горбольнице сотрудникам приходится шить костюмы самостоятельно. А ведь им нужно работать – лечить и спасать людей. Где нужное обеспечение???" – наперебой пишут врачи. Пока в городе минимальное количество зараженных, на эту проблему закрывают глаза. Однако если число заболевших вырастет, последствия могут быть непредсказуемыми. Симпатии горожан, даже самых лояльных к действующей власти, однозначно на стороне докторов.
В городе сознательно стараются не проводить никаких параллелей между нынешней ситуацией и холерным бунтом, случившимся в Севастополе в 1830 году. Тот всплеск народного негодования обернулся для городского руководства фатальными последствиями. А ведь тогда все так же начиналось с того, что жителям временно запретили покидать дома.
Меры, изоляция и опасения предпринимателей
Никаких особых мер в связи с введенным в городе особым режимом власти действительно пока не принимают. В центре города корреспонденту Радио Свобода встретился один-единственный полицейский патруль – это меньше, чем в обычное время. К тому же сотрудники правоохранительных органов мало интересовались происходящим вокруг. Похоже, они просто наслаждались возможностью беспрепятственно погулять по городу – этого удовольствия остальные севастопольцы сейчас лишены.
В связи с введением запрета на посещение парков, скверов, детских и спортивных площадок и других общественных мест, на входах в некоторые из них висят объявления с предостережениями, а сами входы пересекает сигнальная оградительная лента. Разумеется, серьезным препятствием для желающих пройтись по аллеям подобные меры не являются.
Севастопольцы, в целом, с пониманием отнеслись к профилактическим мерам. Если верить данным "Индекса самоизоляции", у города один из самых высоких показателей добровольного затворничества по России – 4,6 балла из 5, по состоянию на 20:00 4 апреля. Для сравнения: у Москвы и Санкт-Петербурга на тот момент было по 3,9 балла, у Сочи и Тулы – по 4,0, у Ростова-на-Дону, Казани и Ярославля– по 4,2, у Нижнего Новгорода и Краснодара – по 4,3. В Севастополе этим обстоятельством гордятся. Тем не менее о необходимости соблюдать карантинный режим горожанам в последние дни постоянно напоминает передвижная система оповещения: по улицам катаются грузовые машины с рупорами на крыше, откуда женский голос просит соблюдать рекомендации врачей и по возможности оставаться дома. Кроме того, местные операторы связи ежедневно рассылают севастопольцам СМС с аналогичной просьбой.
Чисто визуально отсутствие людей заметно лишь в центре города. На клумбах непривычно пустого Приморского бульвара раскрылись высаженные неделю назад, еще до введения особого режима, тюльпаны и нарциссы. Вот только любоваться ими некому; красотой наслаждаются разве что бездомные кошки и собаки – для них наступило приволье: людей нет, машин нет, никто не прогоняет.
Режиму самоизоляции рады и дорожные рабочие, которые получили возможность спокойно завершить реконструкцию улицы Большой Морской и прилегающих к ней площадей – Ушакова и Лазарева. Масштабные работы по благоустройству одной из главных магистралей города начались прошлой осенью. На их проведение из бюджета Москвы Севастополю выделили 2 миллиарда рублей. В ответ на возмущения горожан по поводу того, что рабочие не соблюдают карантин, власти заявляют, что строители перед выходом на работу проходят обязательный медосмотр, им выдают защитные маски, так что угрозы распространения коронавируса нет. Но в реальности подавляющее большинство рабочих масок не надевают.
Возможная отмена пасхальных богослужений и праздничного парада по случаю годовщины окончания Второй мировой войны – две вещи, которые, кажется, больше других расстраивают севастопольцев в связи с коронавирусной эпидемией. "Это 75-я годовщина, мы – дети и внуки победителей. Парад должен состояться, несмотря ни на какие короны-мороны, несмотря ни на что, как наши деды шли в бой, невзирая на трудности. Иначе мы их не достойны. А тогда выходит, что жертвы были зря", – пишут горожане в соцсетях.
В спальных районах режим самоизоляции соблюдается не так строго, как в центре. Такое впечатление создается из-за более высокой плотности населения на окраинах: гораздо больше людей выходят на улицу под благовидным предлогом и на законных основаниях. В продуктовых магазинах – много людей. Никаких ограничений по числу покупателей в внутри пока не вводится: рекомендуют лишь не толпиться у полок, а в очереди к кассе соблюдать безопасную дистанцию в 1,5 метра.
С уличных лотков, как в "мирное" время, торгуют фруктами и овощами: нарушение санитарных норм покупателей не отпугивает. Повышенным спросом, несмотря на взлетевшие в пять-десять раз цены, пользуются лимон и имбирь: Севастополь, наряду с коронавирусной, охватила и эпидемия одержимости этими продуктами, которые якобы помогают справиться с инфекцией. Во всех без исключения торговых точках самый ходовой товар – одноразовые и многоразовые маски. Рекламой об их продаже оклеены столбы и стены. Объявления о пошиве масок на заказ вывесили швейные мастерские и ателье. Свой вклад в общее дело по борьбе с эпидемией вносят даже платные туалеты: они предлагают всем желающим безвозмездно обработать руки антисептиком. Что касается коммунальных служб и управляющих компаний, то они обеззараживают город, поливая улицы технической водой и проводя дезинфекцию подъездов в жилых домах.
У кофеен и питейных заведений, обслуживающих клиентов в формате "на вынос", также многолюдно. Многие рестораны и кафе на время карантина закрылись, кто-то наладил доставку заказов на дом, но практически все владельцы общепита сейчас на нервах: малый и средний бизнес месяц президентской щедрости за чужой счет могут попросту не пережить. Региональные власти пытаются поддержать предпринимателей за счет отсрочки арендной платы за землю и имущество, которые находятся в собственности государства, а также за счет снижения налогов для отдельных видов предпринимательской деятельности.
Бизнесменов подобные шаги пока не особо успокаивают. "Почему не вводится режим карантина официально? И почему в законе о налоговом послаблении нет рекламной отрасли? При карантине возможна государственная поддержка всех слоев населения, включая ИП. Самоизоляция не дает никаких налоговых послаблений и господдержки. Наша компания уже не получает доход, на сегодня складывается ситуация, когда попросту нечем платить налоги, взносы, зарплату рабочим и аренду. Если так пойдет и дальше, мы рискуем остаться без куска хлеба", — написал в комментариях к прямому эфиру с Михаилом Развожаевым владелец полиграфической фирмы Андрей Полищук.
"За снижение налогов, конечно, спасибо. Но еще вопрос, кому этот вычет дадут и сколько мы будем его оформлять. Главное, чтобы сезон был, чтобы люди приехали. Иначе мы ничего не заработаем, и как тогда еще целый год жить", – рассказал Радио Свобода владелец частной мини-гостиницы под Севастополем Михаил Ивантеев.
Закрытие города на въезд и на выезд нанесет по туристической отрасли ощутимый удар. Еще с 31 марта на подъездах к Севастополю появились пункты пропуска, которые проверяют все въезжающие в город автомобили. "У граждан меряют температуру, узнают о самочувствии и просят заполнить анкеты. У въезжающих спрашивают о пребывании за границей за последние 20 дней, целях визита в Севастополь, причинах нарушения режима самоизоляции, адрес проживания в городе и контактный телефон. Доводят информацию о том, что в городе закрыты санатории и гостиницы", – пояснили в правительстве. В городе тут же вспомнили 2014 год, когда на подъездах к Севастополю также появились самовольные блокпосты, на которых люди в камуфляже и с оружием в руках следили, чтобы в Севастополь не просочились "бандеровцы".
В последние дни на Крымском мосту установили "антикоронавирусный" блокпост, а значит, лица с подозрением на инфекцию, по заверению властей республики, на полуостров не попадут. Несмотря на это, пункты пропуска на въезде в Севастополь пока снимать не собираются. Говорят, они доказали свою эффективность: медики уже поймали и отправили на обследование в больницу несколько человек с высокой температурой. Полностью закрывать город от несевастопольцев чиновники не намерены, понимая, что у десятков тысяч горожан нет местной регистрации, хотя часть местного населения такой сценарий не пугает: в городе до сих пор тоскуют по временам СССР, когда Севастополь был закрыт для иногородних.
Всего за несколько дней горожане неплохо приспособились к жизни взаперти (особенно с учетом того, что никаких репрессий за нарушение режима пока не предвидится). Прохожие на улицах ведут себя спокойно, настроены довольно благодушно, стараются помогать друг другу в нестандартной жизненной ситуации. Местные паблики облетела фотография объявления в подъезде, в котором женщина предлагает соседям по дороге на работу забирать их мусор. Переполох вызвала разве что идея городских властей ввести спецпропуска, которые дадут право перемещаться по городу тем, кто во время самоизоляции вынужден ходить на работу. За пропусками тут же выстроились гигантские очереди. Но впоследствии выяснилось, что пропуска будут передавать руководителям предприятий и стоять в очереди за ними нет нужды.