В нескольких монастырях Украинской православной церкви Московского патриархата введены карантинные меры в связи с массовой заболеваемостью COVID-19. В Киево-Печерской лавре умерли трое монахов, а заразились почти 100 человек, включая наместника лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, который в начале эпидемии в видеообращении призывал верующих приходить в храмы. Он аргументировал это тем, что от болезни умирает небольшой процент людей, а в X веке в Константинополе от вирусов и эпидемий помогали "молитва, причастие, крестные хода, которые приостанавливают всякую беду".
Помимо Лавры, вспышки коронавирусной инфекции регистрируют в нескольких монастырях УПЦ(МП): Ионинском, Почаевской лавре (один монах умер), двух женских монастырях в Одесской и Хмельницкой областях.
В то же время среди священников Православной церкви Украины случаев заражения пока нет. И это связано с тем, что с самого начала эпидемии, еще до Пасхи, синод ПЦУ разрешил проводить богослужения без личного присутствия прихожан, а когда пик заболеваемости будет пройден и карантин закончится, пообещал, что верующие смогут и причаститься, и исповедаться, ведь в пасхальные праздники это не было возможно. Сейчас в ПЦУ проводят службы онлайн. Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний постоянно носит медицинскую маску и рассказывает, как относительно недавно появившаяся православная церковь переживает сложности, возникшие из-за эпидемии коронавируса.
– ПЦУ – единственная из украинских церквей приняла документы относительно карантина в связи с коронавирусом. Почему церковь пошла на такой шаг?
– Действительно, ПЦУ на протяжении месяца принимала соответствующие решения Священным синодом. Я хочу подчеркнуть, что мы – единственная из украинских церквей, которые приняли соответствующие документы на уровне руководящих органов. Не просто предстоятель призывает к определенным вещам, к соблюдению определенных норм, но в целом это все изложено документом, согласно решению синода ПЦУ. И первый синод состоялся приблизительно месяц тому назад.
Конечно, вначале все относились к карантинным ограничениям очень легкомысленно. Я вспоминаю первое заседание Священного синода, на котором архиереи тоже по-разному толковали, по-разному относились. Но моей целью было убедить всех в том, что мы должны посмотреть в будущее, которое наступит через месяц. И я как предстоятель понимал, что нас ждет сложная ситуация. На каких основаниях я делал такие выводы? На основе того, что происходило в тот момент, например, в Европе, в других поместных православных церквях.
Даже на дистанции мы духовно чувствуем наше единство в молитве
Потому что мы видим, что сейчас почти все поместные православные церкви закрыты. В некоторых богослужения проводятся без прихожан... Например, Элладская православная церковь столкнулась с такой ситуацией: государство приняло решение и вообще запретило совершать богослужения. Вселенский патриарх также приостановил богослужение во всех храмах. Это касается и других церквей: и Кипрской, и Александрийской, и Антиохийской, Румынской, потому что в Румынии введено чрезвычайное положение и там разрешены собрания не более трех человек, только патриарху позволено иметь в храме большее количество людей.
Мы тогда все предусмотрели и приняли соответствующие решения. Мы побуждали наших прихожан быть ответственными, не принимать непосредственного участия в богослужениях. Этим мы одновременно демонстрируем силу своей веры, мы проявляем любовь к ближним, потому что мы хотим им добра, хотим, чтобы они были здоровы и не хотим подвергать их опасности заражения. Сейчас мы видим, что превентивные меры и решения, принятые Священным синодом, имеют позитивные последствия. Потому, что в наших храмах наши верные прислушались к нашим просьбам.
Мы увидели, что во время Вербного воскресенья в церквях было немного прихожан, многие участвуют онлайн. Каждое воскресенье и практически каждый день можно присоединиться к богослужениям в нашем кафедральном соборе. Даже на дистанции мы духовно чувствуем наше единство в молитве. Такое сейчас время… всем нам нужно прислушиваться к рекомендациям, которые были приняты правительством, украинским государством. Мы слышим призывы президента Украины, министров... И должны относиться к этому ответственно.
– Не только богослужения, но и последний синод ПЦУ проводился в онлайн-режиме. Как к этому отнеслись священники? Это ведь совсем новая ситуация для церкви – священники собираются онлайн.
– Конечно, это новое. Особенно для церкви. Потому что до этого времени мы не проводили заседания Священного синода таким вот образом. На последнем заседании мы постановили, что в будущем в связи с пандемией мы будем общаться при помощи средств телекоммуникации. И мы провели последнее заседание онлайн, общаясь по телефону. Но накануне был разослан проект постановления синода. Каждый внес свои пожелания и коррективы. Таким образом, мы получили соответствующий документ, который четко регламентирует жизнь ПЦУ в это непростое время.
Каждый стремится непосредственно участвовать в богослужениях, обрядах. И потому в это сложное время мы призываем, чтобы наши верные отнеслись с ответственностью к принятым решениям и не принимали непосредственного участия в богослужениях, массово не приходили на освящение пасх, а присоединялись к богослужениям и молитвам онлайн. Теперь даже после молитвы, которая была произнесена в храме, человек может услышать ее онлайн.
– Кажется, Элладская церковь решила перенести празднование Пасхи на месяц позже. Вы слышали об этом?
– Я слышал об этом. Но СМИ немного неправильно трактуют. Празднование Пасхи Господней невозможно перенести. Так сложилось в богослужебном смысле, что мы, празднуя Воскресение Христово, совершаем торжественный обряд в пасхальную ночь. Но подобное богослужение происходит также и в День отдания праздника Пасхи. Поэтому в Элладской церкви постановили, что в День отдания праздника Пасхи тоже состоится торжественное богослужение, уже с участием прихожан. Но возникает следующий вопрос: будут ли к этому времени отменены карантинные ограничения? Трудно предусмотреть, когда государство и вообще весь мир ослабит карантинные нормы. Поэтому мы не принимали таких решений.
– Я вспоминаю ваше выступление на мероприятиях по случаю годовщины интронизации. Вы говорили о том, что церковь ожидает много нового. Мне кажется, это перекликается с тем, что сейчас происходит. Значит, вы еще тогда предполагали, что церкви придется меняться?
– Действительно, в моей речи в день годовщины интронизации я говорил такие вещи, которые в настоящий момент являются очень актуальными. Наверное, у меня было предчувствие, что возникнут перемены, которые не зависят от нас. Никто не хотел изменений, которые произошли в настоящий момент в жизни каждого человека. И потому мы призваны меняться, мы призваны становиться лучшими, мы должны становиться христианами не только по названию, но и по духу.
Мы все должны задуматься. Задуматься над своей жизнью. Потому что время скоротечно, а мы в настоящий момент стали безразличными
Очень часто мы говорим о реформах. Но эти реформы простые, то есть мы должны жить согласно с евангельским духом, мы должны пытаться воплощать в своей жизни простой евангельский закон. В основе евангельского закона лежит единственная добродетель – добродетель любви. Если мы будем любить ближних, то соответственно будем любить и бога, которого не видим. В основе нашей жизни должна лежать любовь. Если будет господствовать любовь, то мы увидим, что в будущем, возможно, в наших жизнях не будет катастроф.
Потому что в настоящий момент – большая нехватка любви не только в отношении человека к человеку, но и в целом в отношении человека к природе, которая его окружает. То есть мы стали просто обычными потребителями. Мы все уничтожаем. Поэтому испытания, наверное, не являются случайными.
– Ваши слова напоминают мне то, о чем говорил патриарх Московский Кирилл, он считает, что мы получили наказание за эпоху потребления.
– Мы все должны задуматься. Задуматься над своей жизнью. Потому что время скоротечно, а мы в настоящий момент стали безразличными. Что мы видим сейчас, например, в Европе? Европейская цивилизация пытается удалить из своей жизни бога. По сути человек считает себя почти богом. Этот человек может вершить великие дела, ведь мы видим современные технологии и так далее. Но когда приходят горе и беда, то мы понимаем, что без бога, самостоятельно, мы не можем справиться с этими испытаниями. То есть мы должны переосмыслить все то, что происходило до этого времени, меняться, становиться лучшими, каяться в своих грехах, и тогда господь будет милостив к нам.
Но мы видим, что на протяжении истории подобные катаклизмы уже происходили. Столетия назад тоже были пандемии, которые уносили миллионы жизней. В настоящий момент, слава богу, современные медицинские технологии позволяют делать чудеса: сохранять человеческие жизни, лечить. Но сегодня, вопреки новейшим технологиям в медицине, коронавирус забирает много людей. Поэтому мы должны быть ответственными, мудрыми, придерживаться правил, о которых в настоящий момент просит не только украинское государство, но и международные организации – для того, чтобы как можно быстрее выйти из сложившегося положения. Это зависит от каждого из нас.
– Церковь отделена от государства в Украине, но почувствовали ли вы сильную руку государства, когда встречались с президентом, с руководством Киева? Потому что в некоторых городах священников путают, что если кто-то придет на богослужение, то отключат свет, соорудят заграждения и т. д.
– Нет. Мы как церковь отозвались с самого начала. Как я уже говорил, мы проанализировали, что происходит в мире, а не только в Украине, и приняли соответствующие решения без сильной руки государства. То есть мы отделены, но сотрудничаем ради нашего общего блага.
Мы совершаем определенный подвиг самоограничения. И мы знаем, что в истории было много затворников
Я встречался с президентом Украины. Мы обсуждали, каким образом церковь может способствовать тому, чтобы пандемия как можно быстрее завершилась. Как она может завершиться? Если все мы будем ответственными – оставаться дома, придерживаться всех превентивных мероприятий. Потому что лечения как такого не существует. И, не дай бог, если будет вспышка заболеваемости, то наша медицинская система может не выдержать такой нагрузки.
То есть лучше добровольно изолироваться. Мы совершаем определенный подвиг самоограничения. И мы знаем, что в истории было много затворников, которые, например, во время Большого поста уходили в затвор или в пустыню, то есть сами себя ограничивали. Поэтому в священные дни Большого поста мы также призывали наших прихожан взять на себя подвиг самоограничения. И видим, что, согласно последним соцопросам, абсолютное большинство украинцев прислушивались не только к церкви, но и в целом к советам украинского правительства – они остаются дома. Это трудно, но если мы будем ответственными, то увидим, что со временем получим успех и опять сможем вместе собираться, общаться, обниматься и причащаться, принимать участие в общих богослужениях. Все это зависит от нас.
– А что касается евхаристии, или причастия. Это то, в чем священник не может отказать. Но, возможно, вы можете призывать людей, чтобы они не обращались за причастием без особой надобности и не подвергали и себя, и священника опасности?
– Действительно мы прожили дни Большого поста. И в эти дни каждый православный христианин должен хотя бы раз причаститься. Это основа жизни православного христианина. Но мы призывали и призываем, что в храм можно будет прийти и причаститься в любое время после завершения карантина, когда закончится эпопея вокруг мировой пандемии. Если бог даст, Троицу мы будем праздновать без нынешних ограничений. И тогда каждый сможет приобщиться к таинству евхаристии и причаститься животворящими тайнами тела и крови Господних. В настоящий момент, к сожалению, нам необходимо воздержаться и перенести эти планы на будущее.
Каждый прихожанин может лично прийти к храму в любое время на протяжении дня. И священник, согласно решению Священного синода, должен удовлетворить его духовные потребности. Он в таком случае даже имеет возможность причастить верного. Это предусмотрено решением Священного синода. Например, если человек ожидает смерти, то священник должен выполнить свой долг. Он должен прийти исповедать такого человека и причастить его. Сейчас мы видим, что на протяжении дня люди приходят, но в такое время, когда людей немного. Потому что сейчас, даже согласно предписаний Национальной полиции Украины, одновременно в храме могут находиться два-три человека. Если есть необходимость, то человек имеет возможность прийти в храм и просить у священника причастие.