Когда эпидемия коронавируса заставила страны закрыть границы и резко ограничить авиасообщение, тысячи россиян, отдыхавших за рубежом, обнаружили, что не могут вернуться домой.
Их рейсы были отменены, новых не было – и не было никакой ясности, когда будут. А деньги, которые люди брали с собой в отпуск, подошли к концу.
Государство публично обещало организовать эвакуацию спецрейсами и оказать финансовую помощь ожидающим вывоза людям.
Однако многие из застрявших туристов, заполнившие длинные анкеты на госсайтах, не получили ни денег, ни ясности, когда их эвакуируют, – и еще обнаружили, что вывозить их будут за их же деньги.
Положение осложнялось введенным правилом, что лететь домой люди могут только напрямую в тот регион, где живут – то есть, скажем, туристам из Екатеринбурга нельзя было сесть на самолет в Москву и нужно было ждать "своего" рейса.
Истории застрявших в Азии – в фильме Анисии Борисенко.
Монологи застрявших россиян
За несколько часов до вылета наш рейс был отменен. Для нас это было страшным шоком. Отменили без названия причины, без того, чтобы сказать, когда будет рейс, когда нас вывезут. Мы заполнили все формы на "Госуслугах"... Никто нам ничего не может сказать: "Ждите, графики формируются". Мы сидим и не знаем, когда нас вывезут, нет никакой определенности, почему нас обратно не пускают. Россия своих бросила конкретно. Мало того что она своих бросила, еще со всех телеканалов нас поливают грязью, что [мы] чуть ли не предали Россию, что из-за нас распространяется коронавирус. Хотя здесь, в Таиланде, плюс 30 [случаев] в день. Мы не представляем никакой опасности для общества. Мы готовы на самоизоляцию, мы готовы на обсерваторы, мы готовы куда угодно. Вывезите нас отсюда или сроки какие-то обозначьте, сколько мы здесь сидеть будем.
Нам по постановлению Российской Федерации положена компенсация, материальная помощь. У очень многих россиян заканчиваются деньги, не на что просто жить. Мы заполняли заявление на материальную помощь, но она до сих пор не поступает. У нас есть чат, где мы, все застрявшие, списываемся в Таиланде, эту помощь получают меньше 5%. Все заполняли заявления, все нуждаются в этой помощи, всем положено по постановлению, но этой помощи нет сейчас.
Наша ситуация затруднена тем, что один самолет – один регион. Мы – жители Архангельской области. Мы вообще не знаем, как мы будем возвращаться на родину, потому что в нашем регионе аэропорта нет, нас всего лишь здесь двое из Архангельской области. Генеральное консульство сказало нам, что им совершенно понятна наша ситуация, что нам не улететь на рейсах, на которые забирают Москву, Санкт-Петербург: "Рекомендуем гражданам сообщать об этой ситуации потребности вернуться домой региональным властям тех субъектов, из которых они приехали".
Я целый день пытался дозвониться до посольства Российской Федерации в Бангкоке, трубку никто не взял. По телевизору показывают – каждый день вывозятся люди, эвакуация все-таки происходит. Я оговорюсь, что эвакуацией это сложно назвать, потому что все-таки это коммерческий рейс, будем вещи называть своими именами. Этот рейс обходится около 400 евро на человека. То есть это обычная стоимость, обычный ценник. [Для] людей, кто проживает в Петербурге, один-единственный рейс был 10 апреля, собрали около 100 человек из нескольких тысяч желающих. С тех пор никакой информации о будущих рейсах нет. Греки организовали рейс, забрать из Российской Федерации своих граждан. Чтобы пустой самолет из Афин не летел в Российскую Федерацию, представители Греции решили этот самолет набить нашими русскими туристами. Он оказался абсолютно бесплатным для наших туристов, которые были в таком же положении, в котором находимся мы. То есть самолет прилетел, они своих греков забрали и улетели обратно. Все, никаких бумаг, никаких сложностей. Я не понимаю, что за ерунда происходит у нас.