Ссылки для упрощенного доступа

Полеты наяву. Эпидемия уничтожает планы на летний отдых


Запаркованные самолеты во Внуково, апрель 2020 года
Запаркованные самолеты во Внуково, апрель 2020 года

Многие страны начинают открывать границы, их граждане уже этим летом смогут отправиться в путешествия. А вот россиян премьер-министр Михаил Мишустин призвал не планировать отдых за границей: по его словам, это поможет исключить риск повторного завоза инфекции.

Российские курорты, скорее всего, заработают, но только при условии соблюдения многочисленных требований Роспотребнадзора. Когда и как будут открываться российские границы, пока не известно.

Радио Свобода поговорило с представителями двух отраслей, от которых зависят планы россиян на отдых, – авиаперевозок и туризма. Обе индустрии уже понесли большие экономические потери за время пандемии, и даже постепенно смягчение ограничительных мер вряд ли даст им быстро вернуться к прежней жизни.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе предупреждает, что постепенное открытие границ на популярных курортных направлениях – не повод для радости российских туристов, в том числе тех, поездки которых уже запланированы и оплачены.

– Открытие разными странами своих границ не означает, что и мы открываем границу. Все будет зависеть от того, какие решения будут приняты в России.

Санаториям проще вообще не открываться, чем выполнить требования Роспотребнадзора

– Насколько быстро сможет восстановиться туриндустрия на фоне постепенного смягчения карантинных мер?

– Довольно сложно делать какие-то прогнозы, все зависит от того, как будет устроен этот процесс, какие требования по безопасности будут предъявлены Роспотребнадзором. Например, ведомство поставило такие условия российским санаториям, что многим из них проще вообще не открываться, чем выполнить их.

– Какие это требования?

– Замена обоев, ковровых покрытий, практически ежеминутная дезинфекция, сокращение количества столов в ресторане, чтобы сохранялась социальная дистанция, и так далее. Для всего этого нужно дополнительное вложение средств со стороны предприятия, которое и так три месяца не работало. Авиаперевозчикам удалось отбить требование о рассадке пассажиров в шахматном порядке, которое снизило бы загрузку салона вдвое. Так что сроки восстановления, новая конфигурация рынка зависит и от того, кому и какие придется понести расходы.

На греческом пляже в начале мая 2020 года
На греческом пляже в начале мая 2020 года

– Что будет с чартерными рейсами?

– На этот вопрос ответа пока нет ни у кого. Если бы, например, Россия открыла авиасообщение с Турцией, то у чартерных рейсов в течение недели было бы понятно расписание. Большой объем туров был продан вперед, и мы уже понимаем, на какие даты есть загрузка. На других направлениях тоже достаточно быстро все стало бы ясно, если бы были известны сроки открытия границ и авиасообщения. Чартерные авиакомпании и туроператоры отреагируют достаточно оперативно.

– Насколько сами туристы готовы куда-то ехать в ближайшее время?

– Я могу судить только по организованному туризму, то есть по тем людям, у которых есть "пакеты". Конечно, определенная их часть, процентов 20 максимум, этим летом куда-то ехать побоится. Может быть, осенью у них настроение изменится, может, появится вакцина. Но большая часть готова лететь сразу, как только это станет возможным.

В России всегда в 1,5 раза больше людей путешествовало, чем выезжало за рубеж

– Доходы людей снижаются, снижается и туристический поток. Что будет с ценами на туры?

– По крайней мере, по России (я пока не понимаю, что будет происходить с ценами на зарубежье) мы уже видим тенденцию – никто не хочет поднимать цены. Запредельная цена просто отпугнет людей, а сейчас не то время, чтобы туристов отпугивать, сейчас каждый клиент важен. Конечно, людям очень хочется "сменить картинку", самоизоляция и карантин создали дополнительную мотивацию к поездкам, но все равно это не траты первой необходимости. Когда человек потерял работу или значительную часть дохода, он о расходах на поездку будет думать не в первую очередь. Поэтому мы ожидаем, что цены будут сопоставимы с прошлым годом, а в некоторых случаях даже ниже.

– Что вы думаете о призыве премьер-министра отдыхать в России, а не за границей?

– Последние 20–30 лет по России и так путешествовало раза в полтора больше туристов, чем за границей, как в организованном сегменте, так и в самостоятельном. Так что я это заявление не очень понимаю. Но то, что внутренний туризм откроется и начнет функционировать раньше выездного, – это факт. И у внутреннего туризма будет довольно существенная временная фора, она наверняка отразится на статистике по итогам года. А вот какая часть тех туристов, которые планировали поехать за границу или даже уже приобрели путевки за рубеж, в результате поедут по России, сейчас сказать сложно. Рынок сейчас не работает, заявки не обрабатываются, туристы выжидают и, в общем, правильно делают.

– Повлияет ли ситуация на соотношение числа тех туристов, которые отдыхают по турам, и тех, кто планируют поездки самостоятельно?

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе

– Внутри России самостоятельный туризм и так 80 процентов. Я подозреваю, что у туроператоров внутри страны будет возможность предложить цены ниже, чем при самостоятельной организации поездок, поэтому эта доля вряд ли увеличится. Что касается зарубежного туризма, тут открылось интересное обстоятельство. Когда закрыли границы, в других странах застряло довольно много самостоятельных туристов. А вот организованных туристов, клиентов туристических компаний, вывезли быстро, во всяком случае, процесс был более отлаженный. Поэтому я не исключаю, что на выездном рынке произойдет перераспределение потоков из самостоятельного туризма в организованный, многие могут задуматься, как будут возвращаться в случае чего, – предполагает Майя Ломидзе.

Лето – высокий сезон не только для туристических компаний, но и для авиаперевозчиков. О том как авиаиндустрия, едва ли не сильнее всех пострадавшая в ходе пандемии, будет справляться с кризисом, Радио Свобода рассказал главный редактор индустриального портала AVIA.RU Роман Гусаров.

– Продаж на летний сезон у авиакомпаний фактически нет. Внутрироссийские перелеты формально не запрещены, и авиакомпании хотели бы летать, если бы были пассажиры, но их очень мало. По статистике, за апрель было перевезено лишь 8 процентов пассажиров от показателей за аналогичный период 2019 года. И это с учетом "вывозных" рейсов из-за границы. Спрос почти нулевой. Нормальное авиасообщение возобновится только тогда, когда люди будут готовы летать. Очень серьезным тормозом является тот факт, что в целом ряде регионов России людей, прибывших из Москвы, сразу отправляют на двухнедельный карантин. Так что от авиационной отрасли ничего не зависит, она готова, ограничений у авиации никаких нет, но сегодня не готовы пассажиры. А за этим тянется и стоимость авиаперелетов. Если раньше на маршруте летало, условно говоря, 100 человек в день, а теперь осталось 5, то чтобы отправить самолет, эти оставшиеся 5, по сути, должны заплатить за всех остальных. Авиакомпания не может, продав пять билетов, выполнить рейс рентабельно. Значит, ей придется существенно поднять цены, чтобы на меньшем количестве пассажиров окупить перевозку. К сожалению, это неизбежно – либо лететь дорого, либо не лететь вообще.

В чем смысл дистанции в самолете, если мы уже успели постоять в очереди на вход в аэропорт, на паспортном контроле и на выходе на посадку?

– Авиакомпаниям удалось отбиться от требования шахматной рассадки пассажиров. Есть ли эффективные альтернативные способы обеспечить безопасность в ходе полета?

– Я бы хотел для начала отметить, что мы говорим не о требованиях Роспотребнадзора, а о рекомендациях. Соответственно, ведется дискуссия – надо ли выполнять все эти рекомендации, есть ли в них смысл, возможно ли в принципе их выполнить? И кстати, это не чисто российская специфика. Ровно те же самые предложения были озвучены и в ряде зарубежных стран, и от них по большому счету отказались. Наверное, нам стоит учитывать зарубежный опыт. Если говорить конкретно о так называемой шахматной рассадке, рассадке через кресло, это в первую очередь экономически не реализуемо. Каждому пассажиру придется заплатить за себя и за пустое кресло рядом. У авиакомпаний взять на себя эти расходы возможности нет. Низкобюджетную бизнес-модель это просто убьет. Если обычная авиакомпания при нормальных условиях может позволить себе загрузку в 60–70 процентов, то лоукостеры летают только при загрузке в 90–100 процентов. Теперь что касается целесообразности такой рассадки как меры предосторожности. Понятно, что, если посадить пассажиров через кресло, полутора метров между ними все равно не будет, это такая профанация. Все равно кто-то будет сидеть сзади и дышать вам в затылок, или наоборот. До и через кресло – это расстояние в полметра, а не в полтора. Чтобы добиться дистанции в полтора метра, по моим прикидкам, нужно снижать загрузку втрое, соответственно втрое вырастет и цена билета. Плюс, понятное дело, человек в полете не сидит на месте, он встанет, пойдет в сторону туалета, подержится за все спинки кресел, какой-то контакт все равно неизбежен. И самое-то главное, никто не говорит о ситуации в аэропортах. Там очереди в терминал на досмотр, потом на регистрацию, потом на паспортный контроль, потом на посадку на рейс, и потом нередко еще и к самолету нужно ехать в забитом автобусе. В чем смысл социальной дистанции в самолете после всего? Мне кажется, это рекомендация для галочки, надеюсь, что она так и останется только рекомендацией.

– А что стоит делать вместо шахматной рассадки? Может быть, установить какие-то обеззараживающие приборы?

Главный редактор отраслевого портала AVIA.RU Роман Гусаров
Главный редактор отраслевого портала AVIA.RU Роман Гусаров

– В самолетах и так установлены системы кондиционирования воздуха, они обеспечивают комфортную атмосферу в салоне, притом что снаружи может быть минус 50 градусов, очень низкое давление и очень мало кислорода. Чтобы это обеспечить, система полностью меняет весь воздух в салоне раз в две минуты! К тому же основные производители, тот же "Боинг", устанавливают в систему специальные фильтры, которые уничтожают все грибки, бактерии и вирусы на 99,9 процента. По статистике случаев заражения, а уже тем более массового заражения людей именно в пассажирской кабине самолета во время полета очень мало. Если на борту не чихать друг на друга и соблюдать ряд простых правил, путешествие можно совершить безопасно.

– Удастся ли отрасли без потерь восстановиться после кризиса?

– Если нынешнее состояние затянется надолго, не все авиакомпании смогут снова начать летать, отсутствие оборотных средств им просто не позволит пройти карантин, оплатить аэропортовые услуги, они даже рейс не смогут организовать. Многое будет зависеть от поддержки государства. Во многих странах объем помощи авиакомпаниям беспрецедентный, в России пока скромнее. Но есть и другой вопрос: все авиакомпании надо спасать? Есть прогнозы, что на выходе из карантина пассажиропоток снизится в два раза. По статистике за 2019 год, половину пассажиропотока в России перевезла одна группа "Аэрофлот", а у нас кроме нее еще больше ста авиакомпаний. Если они останутся без пассажиров, то все равно не выживут. Государству придется делать нелегкий выбор, помогать тем, кто жизнеспособен. Все остальные в итоге породят еще больше проблем.

– Что будет с ценами на авиабилеты?

– Они зависят от множества факторов, в том числе от спроса. Есть зависимость, что на пике спроса, например, летом, цены растут. Но есть и обратная зависимость, если спрос слишком низкий, авиакомпаниям приходится перекладывать расходы на простой и пустые места на оставшихся пассажиров, и цены тоже растут. Какой будет спрос? Многим теперь и прошлогодние цены покажутся слишком высокими, они потеряли в доходах и будут отказываться от путешествий. Часть стоимости билета – аэропортовые сборы, до эпидемии они регулярно повышались. Многие крупные аэропорты находятся в частном управлении, люди инвестировали средства в их обновление, модернизацию, новые терминалы, и им нужно было эти деньги возвращать. Но сейчас аэропорты тоже понимают, что могут вообще остаться без перевозчика, поэтому на сегодняшний день все планы по поднятию тарифов они заморозили. Вообще нужно иметь в виду такую опасность, что некоторые авиакомпании, оказавшись на грани банкротства, начнут демпинговать, как в свое время делала "Трансаэро". Они продавали билеты ниже рынка, а потом обанкротились, бросив на произвол судьбы 2 миллиона пассажиров. Так же делала авиакомпания "ВИМ-авиа", продавая на 30–40 процентов ниже рынка перевозки. Компании таким образом собирают выручку, не планируя выполнять обязательства, и это большая опасность, пассажиры могут застрять, другим компаниям при поддержке государства придется их вывозить, как было в тех историях с "Трансаэро" и другими компаниями. Поэтому надо подходить к этому вопросу системно и очень внимательно, не пускать на самотек. Рынок сейчас все сам не отрегулирует.

– Пересадит ли кризис пассажиров с самолетов на поезда и другой наземный транспорт?

– Несомненно. Компания "Победа" в течение пяти лет как раз поднимала пассажиров с земли – пересаживала их с железных дорог в самолеты. Немалая доля ее пассажиров – порядка 30–40 процентов – это люди, которые вообще не летали, они научились летать, пользуясь очень дешевым предложением. Сейчас они отчасти вернутся назад на землю, отчасти просто перестанут путешествовать. Авиация, которая завязана на огромные расходы по содержанию инфраструктуры, просто не сможет в нынешних условиях конкурировать с железной дорогой, для нее два месяца простоя – и снова взлететь почти невозможно. Во многих сегментах, например, в путешествиях на российские курорты, люди будут массово пересаживаться на наземный транспорт.

Самолеты на вынужденной парковке в Красноярске
Самолеты на вынужденной парковке в Красноярске

– Есть ли прогнозы, когда российские и мировые авиакомпании смогут вернуться к докризисным объемам перевозок?

– Есть некие предварительные прогнозы, что в России по пассажиропотоку мы вернемся к уровню 2019 года не ранее 2024 года и при многих дополнительных условиях: если не будет второй волны эпидемии, новых ограничений, санкций, войн, экономических коллапсов и так далее. Прогноз Международной ассоциации гражданской авиации чуть-чуть лучше, они говорят про 23-й год. Понятно, что эти прогнозы еще могут измениться в худшую сторону, пока слишком много неизвестных, – говорит Роман Гусаров.

В России, принимая ограничительные меры, нередко ссылаются на опыт Китая. Пилот Дмитрий (он просил не называть его фамилию), работавший на внутренних китайских авиаперевозках на пике эпидемии, рассказал Радио Свобода, как были устроены там меры безопасности.

– Каждый пассажир и экипаж регулярно проверялись на наличие повышенной температуры, требовалось заполнение анкеты, в которой нужно было указать, посещал ли ты провинцию Хубей – ту самую, где расположен Ухань. Обязательное ношение масок абсолютно для всех. При этом ни о каком ограничении количества перевозимых пассажиров в самолете вопрос не стоял, мы летали как раз с середины февраля по середину марта, и никакой шахматной рассадки не было. Оборудование самолета постоянно фильтрует и нагнетает свежий воздух, во время эпидемии мы использовали усиленный режим. Да и пассажиров было немного, почти везде был введен карантин, и полной загрузки почти ни на каких направлениях не было.

Пассажир китайской авиалинии в ожидании посадки в аэропорту Фьюмичино, Рим, 31 января 2020 года
Пассажир китайской авиалинии в ожидании посадки в аэропорту Фьюмичино, Рим, 31 января 2020 года

Вообще, в Китае был сделан особый упор на проверку температуры, ее измеряли повсеместно, даже на выходе из дома, и, конечно, в аэропорту тоже. У пилотов температуру могли измерить несколько раз за полет, каждый час-два. Был такой случай, мы прилетели в Харбин, где было достаточно холодно и ветрено. Я, пока самолет осмотрел, замерз, поднялся в кабину, мне измерили температуру, а у меня 35. Бортпроводница заволновалась: "Что случилось? Как вы себя чувствуете? Вы в порядке?" Я говорю: "Да, там просто холодно!" Через пару минут снова измерили температуру на руке, уже было 36.

После полета никто салон не обеззараживал, но мы всегда отдавали данные о пассажирах. Если вдруг кто-то оказывался заболевшим, то все, кто летел на том же рейсе, включая даже пилотов, которые сидели в герметичной кабине, автоматически отправлялись на двухнедельный карантин. В этом плане в Китае все строго, – рассказал пилот гражданской авиации Дмитрий.

XS
SM
MD
LG