Ссылки для упрощенного доступа

Ведущие российские СМИ потребовали прозрачного расследования дела Сафронова


Российские издания "Коммерсантъ", "Ведомости", "Медуза", РБК, "Проект", "Медиазона", The Bell, русская версия журнала Forbes, "Бумага", оргкомитет премии журналистики "Редколлегия" вышли с редакционными материалами в поддержку журналиста Ивана Сафронова – младшего и с требованием прозрачного исследования его дела.

Бывший корреспондент “Коммерсанта” и “Ведомостей” сотрудничал с Forbes, а с мая работал советником главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина. Накануне Лефортовский суд Москвы арестовал его на два месяца по подозрению в государственной измене. ФСБ обвиняет журналиста в том, что он сотрудничал с чешской службой внешней разведки – Управлением по внешним связям и информации.

По версии следствия, журналист был завербован в 2012 году, а в 2017-м получил задание собрать сведения о военно-техническом сотрудничестве РФ со странами Африки и действиях российских военных на Ближнем Востоке и выполнил его.

Сафронов вину не признаёт. Его адвокат говорит, что не видел в деле доказательств вины журналиста. По данным газеты “Коммерсантъ”, Сафронова прослушивали перед задержанием. За день существования уголовного дела спецслужба собрала семь томов материалов. В следственную группу входят следователи, ведущие дела подозреваемой в шпионаже бывшего члена правления “Интер РАО” Карины Цуркан и бывшего сотрудника Центра теплообмена и аэрогазодинамики Центрального научно-исследовательского института машиностроения Виктора Кудрявцева – оба дела критиковались правозащитниками.

В редакционных текстах издания подчёркивают, что дело против Сафронова имеет отношение исключительно к его журналистской работе. "Представить Ивана, сына офицера, государственным изменником просто невозможно", – отмечается в обращении "Ведомостей". В тексте "Медузы" напоминается, что лишь накануне в Пскове был завершён суд над сотрудничающей с Радио Свобода журналисткой Светланой Прокопьевой, которой вменялось оправдание терроризма.

Издания проводят также параллели с делом Ивана Голунова. РБК напоминает, что критерии отнесения информации к секретной размыты и ей может оказаться "всё, что угодно". Редакция "Проекта" считает, что российские власти считают журналистскую работу заведомо подозрительной деятельностью, не доверяя ни журналистам, ни гражданам в целом.

“После дела журналиста Ивана Голунова есть серьёзные основания полагать, что российская правоохранительная система снова может быть использована для сведения счетов с независимым журналистом”, – считает Forbes. “Учитывая резонанс и возможную связь задержания Сафронова с выполнением его профессиональных обязанностей журналиста, мы уверены, что это дело должно быть предано максимальной огласке и публичности”, – напоминает The Bell.

“Людям, обвиненным в государственной измене, особенно сложно добиться справедливого следствия и гласного суда: следствие неохотно допускает адвокатов, судебные заседания чаще всего полностью засекречены, – пишет “Коммерсантъ”. – В результате общественность вынуждена полагаться только на слова спецслужб”.

“ФСБ и прочие силовики пытаются заставить нас замолчать. Этого не будет”, – резюмирует “Медиазона”.

По вменённой статье журналисту грозит до 20 лет лишения свободы. Накануне суд о мере пресечения журналисту проходил в закрытом режиме. Подписку о неразглашении взяли у свидетеля по делу – журналистки Таисии Бекбулатовой. И попытались взять у её адвоката и у одного из адвокатов Сафронова – Ивана Павлова. По его мнению, ФСБ потребует подписки о неразглашении у всего окружения Ивана Сафронова, чтобы они не комментировали дело.

"Ведомости" и "Медуза" собрали подборки лучших статей Сафронова. Журналист освещал военно-промышленный комплекс и написал десятки резонансных текстов. В июле 2018 года главный редактор “Коммерсанта” Сергей Яковлев покинул свой пост через несколько дней после того, как в газете вышла заметка Сафронова о тайном присвоении звания Героя России первому заместителю главы администрации Сергею Кириенко. Сам журналист был уволен из газеты после публикации статьи о возможной отставке председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.

Источник "Открытых медиа" в ФСБ сообщил, что Сафронова за последний год несколько раз допрашивали в ФСБ. В том числе – из-за удалённого после публикации текста "Коммерсанта" о контракте на поставку в Египет истребителей Су-35. В июне 2019 года ТАСС сообщал о возбуждённом против "Коммерсанта" административном деле, предположительно, из-за заметки Сафронова. Газету планировалось привлечь за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

Путин об успехах “СВО”
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:23:59 0:00
XS
SM
MD
LG