В Екатеринбурге сегодня освободился после ареста Денис Гауэрт, задержанный и избитый полицейскими 1 августа, после пикета в поддержку протестующих в Хабаровске. На жителя Каменска-Уральского составили сразу три административных протокола – за отсутствие защитной маски, несанкционированный пикет и неповиновение сотрудникам полиции. Жители города встречали Гауэрта как героя.
Встретить задержанного активиста после отсиженного ареста вышли около тридцати человек. Дениса Гауэрта обнимали и жали руку. Он поблагодарил екатеринбуржцев за поддержку и пошутил, что за пять дней "отдохнул как в санатории".
– Я понял, что вышел не зря, – сказал он на пороге спецприемника. – Но я убедился, что справедливого суда у нас нет.
"Душа за людей болит"
1 августа в сквере у Театра драмы житель Каменска-Уральского Денис Гауэрт проводил одиночный пикет с плакатом "Хабаровск, мы с тобой". Акция в поддержку протестующего Хабаровска, анонсированная в социальной сети "Тик-Ток", не обещала быть многолюдной, да и задержаний ничто не предвещало. По Октябрьской площади к 14 часам прогуливалось около тысячи человек, но было непонятно, кто из них пришел по поводу Хабаровска, а кто – просто так. В толпе встречались люди с футболками "Я\МЫ – Сергей Фургал", но их были единицы.
Если государство не слышит, я так понимаю, что мы – муравьи для нашего государства
– Я пришел на мирный сход в поддержку Хабаровска, – рассказывает один из участников акции Михаил Михайлов. – Это наш народ. Это уже длится месяц, они каждый день выходят свою точку зрения отстаивать. Если государство их не слышит, я так понимаю, что мы – муравьи для нашего государства, надо как-то сделать чтобы наше мнение для государства тоже что-то значило. С этой мыслью я и вышел поддержать хабаровчан. Я не считаю себя муравьем.
– Я могу точно сказать, почему я поддерживаю Хабаровск, – говорит жительница Екатеринбурга Анастасия Поручикова. – Потому что хабаровчан не слышат! Люди выходят, выходят, выходят – а от властей нет никакой реакции! От этого прямо коробит и душа за людей болит. Людям нужно либо аргументированно объяснить, почему не выполняются их требования, либо согласиться с ними.
К Денису Гауэрту, который тоже стоял с плакатом, подошёл полицейский и попросил предъявить документы. Пикетирующий назвал себя, но паспорт показать не смог, потому что оставил его в машине. Тогда ему заломили руки и силой потащили в автобус. Началась потасовка, толпа пыталась его отбить. Но в этот момент еще двое полицейских схватили другую пикетчицу, часть людей отвлеклась на нее. Женщину протестующим отстоять удалось, а Дениса тем временем уволокли в автомобиль. При этом чуть не затоптали его пса по кличке Кумба, которого Гауэрт взял с собой на акцию.
– Хозяин собаки был один, просто стоял на площади, а люди с ним фотографировались, – рассказала екатеринбурженка Ольга, которой впоследствии пришлось на время приютить у себя Кумбу.
Я лежал в полицейском пазике лицом в пол, на мне стояла чья-то нога
– Я наблюдал, как подошли полицейские, как он им что-то объяснял, как его скрутили, – рассказывает очевидец событий Михаил Михайлов. – А потом я увидел, что в пазике его бьют конкретно. Я сбоку подошел и заглянул в окно, в щель между занавесками. Его в живот ударили, он согнулся, а потом был удар в область головы. Он упал после этого. Я закричал, что человека бьют, и стал стучать по стеклу. Когда я второй раз заглянул, я увидел, что человек уже лежит на полу.
Люди в толпе тоже стали кричать про побои. Они обступили "автозак" и какое-то время не давали ему уехать. Собравшиеся кричали полицейским "Позор!" и "Будьте вы прокляты!"
– Я лежал в полицейском пазике лицом в пол, на мне стояла чья-то нога, я получал оскорбления, удары, – рассказывает Денис Гауэрт. – Меня только в автобусе удерживали почти полтора часа, не предъявив никаких обвинений, не дав мне права на звонок, чтобы я мог связаться со своим юристом. Я вообще не понимаю, как эти сотрудники в органах работают, они очень агрессивны и социально опасны, я их ненависть на себе ощутил. Один из них срывался на мне, бил, оскорблял. Он кричал водителю, чтобы ехал прямо на людей, которые окружили автобус. Когда одну женщину чуть не сбили, он кричал, что ему жаль, что ее не зацепили. Для него люди были как кегли.
– Я видела, что с человеком какая-то беда творится, – рассказывает свидетель Анастасия Поручикова. – Его жестко скрутили на моих глазах. Когда он был в автобусе, я смотрела через лобовое стекло, как сотрудник полиции сделал движение ногой, похожее на пинок. Задержанного в этот момент не было видно – он не стоял и не сидел, я сделала вывод, что он лежит на полу и сотрудник полиции ударил его. Поэтому, когда пазик уехал, я поехала искать этого человека.
Мне даже воды не давали, у меня кровь текла
К отделению полиции №9, куда Гауэрта увезли для составления протокола, Поручикова не успела – задержанного перевезли в городское управление МВД.
– Меня привезли в подвальное помещение, где на меня начали составлять протоколы. Все это время я находился в наручниках как преступник. Подписывал бумаги я тоже в наручниках. Больше всего я переживал за свою собаку, потому что она осталась одна в чужом городе. Сотрудники о ней вообще даже не подумали. Затем, когда они все протоколы составили, они сказали: "Давай быстрей все подпишем, быстрей пойдешь домой". Я подписал, не глядя, я привык доверять органам. Потом уже на суде, когда я ознакомился с делом, я с удивлением прочел, что якобы меня в течение часа доставили в отдел. На самом деле я час двадцать провел в автобусе, лежа на полу, лицом в грязи. Мне даже воды не давали, у меня кровь текла (из прикушенной во время удара щеки). Я не понимал, что делается. Вроде бы они должны были защищать меня, а меня оскорбляют и бьют.
Пока на Гауэрта составляли протоколы, люди с Октябрьской площади переместились к отделу полиции №9. Когда задержанного на месте не оказалось, в ГУВД, прокуратуру и Управление Следственного комитета по Свердловской области посыпались заявления о пропаже человека. Тогда сотрудники полиции вернули Гауэрта в девятое отделение и позволили встретиться с членами ОНК и уполномоченной по правам человека Татьяной Мерзляковой.
Вопреки обещаниям, его оставили на ночь в отделении, а утром увезли в суд.
Вышел с листом ватмана – и тут же закрыли
На суд к Денису из Каменска-Уральского приехали его жена Катя и мама Оксана, но в здание их не пустили. Заседание по протоколу о неповиновении полиции продолжалось девять часов, и все это время родственники и сочувствующие ждали на улице.
У нас в городе все в шоке, что это произошло именно с Денисом
В родном городе Денис Гауэрт вместе с женой держит приют для бездомных животных и помогает детям с ограниченными возможностями здоровья. Зарабатывают индивидуальным предпринимательством: Катя – дредомастер, Денис содержит мастерскую по дереву и увлекается рисованием.
– У нас в городе все в шоке, что это произошло именно с Денисом, – рассказывает Катя Гауэрт. – Денис очень спокойный, очень добродушный. Легко находит контакт и с детьми, и с животными. Он единственный в городе организовывает пет-терапию для детей с ограниченными возможностями. То есть он берет обученных и привитых собак из нашего приюта, и мы идем в детские центры к детям.
Политический пикет случился в их жизни впервые. Катя говорит, что их семья до недавнего времени была абсолютно аполитичной, но события в Хабаровске взволновали мужа до глубины души:
– Он очень сопереживает Хабаровску, говорит: "У меня мурашки по коже, какие они молодцы! Я хочу их поддержать". Он взял с собой друга – Кумбу – и хотел просто постоять, чтобы выразить свою гордость за Хабаровск. И никто не ожидал того, что случилось потом.
– Я приехал в Екатеринбург потому, что в Каменске нас не видят. Каждые 500 метров у нас "Красное-Белое" (сеть магазинов по продаже алкоголя .– РС), людей целенаправленно спаивают, все пьют, пьют, пьют. А хабаровчане добиваются справедливости. Хабаровск я полностью поддерживаю. Я вижу, что все больше людей подключается, все больше городов выходит в поддержку, и я посчитал своей обязанностью, как гражданина Российской Федерации, выйти тоже. Как мне полицейские говорили? "Это Хабаровск. Ты куда лезешь? Это же другие!" Я говорю: мы одна страна, мы Россия, почему они "другие"? А для сотрудников ППС хабаровчане, видимо, другие какие-то...
Меня лет пять тому назад пытались зарезать в собственном дворе. И с этим человеком ничего не случилось
В суде Гауэрт был уверен, что оправдают, "даже и адвокат не понадобится" – он говорит, что привык доверять полиции. Но, вопреки ожиданиям Дениса, суд назначил ему пять суток административного ареста.
– Знаете, я чем был удивлен? Меня лет пять тому назад пытались зарезать в собственном дворе. И с этим человеком ничего не случилось, ему даже штраф не присудили, – комментирует он решение суда. – А я вышел с листом ватмана – и меня тут же закрыли.
– Меня поражает, что основным аргументом при вынесении обвинительного решения для судьи было отсутствие оснований не доверять сотрудникам полиции, – говорит свидетель защиты Анастасия Поручикова. – А какие у нее были основания не доверять именно мне, если мои показания противоположны тому, что сказали полицейские? Мы все смотрели онлайн допрос полицейского, когда он говорит одно, а на видео мы четко видим другое. И как после этого суд может им доверять по умолчанию? Конечно, это дело суда, но я не понимаю, – удивляется девушка.
– Я убедился, что у меня нет права выразить свое мнение. Нам только создают иллюзию, что мы свободны, – говорит Гауэрт. – Я очень благодарен людям, которые меня поддержали. Я, когда вот в это все попал, был растерян, был один, я был в ужасе. И вот я приезжаю в отделение и слышу, что меня столько людей встречает, люди кричат: "Денис, мы с тобой!" Я очень был удивлен этой отзывчивостью, это очень круто, с такими людьми у нас есть будущее. Я не знаю, что будет дальше, но ни с одним протоколом я не согласен, я полностью невиновен. Если у нас все честно, мы живем в правовом государстве, то полицейские, которые все это устроили, должны быть наказаны. Это конкретные люди, с них нужно форму снять. Я буду отстаивать свои права до конца.
По тому же самому эпизоду Денису Гауэрту предстоит еще два суда – за отсутствие защитной маски и за участие в несанкционированном мероприятии. Преследовать начинают и других участников событий 1 августа. Для дачи объяснений в городское управление МВД доставлена пикетчица Екатерина. Фамилия ее неизвестна, сообщается лишь, что она мать троих детей. Коммунист Денис Шумихин, пытавшийся заступаться за Дениса Гауэрта, также вызван в четверг для дачи объяснений в областное Управление МВД.