Хедлайнер сто шестьдесят восьмого выпуска программы "Музыка на Свободе" – исполнители-беженцы, которых политические неурядицы, диктаторские режимы и экономические проблемы заставляют покидать родные места и искать счастья за тридевять земель. Рок-критик Артемий Троицкий неизменно благодарен американским и европейским неправительственным организациям, которые открывают специальные проекты творческой помощи музыкантам-беженцам, сохраняя тем самым многоголосие мира.
В XXI веке вместо ожидавшегося благолепного конца истории и всеобщего политического и технократического комфорта мир впал в состояние перманентной турбулентности, нестабильности и насилия. Увы, войны, диктаторские режимы, нищета с голодом не то что не остались в тёмном прошлом, но вновь оказались в повестке дня. Один из главных побочных эффектов этого геополитического хаоса – потоки мигрантов и беженцев. Миллионы людей бегут от гражданских войн, религиозного преследования, кровавых режимов, хронической нищеты и недоедания. А страны "благополучные" эти потоки принимают.
Оставляя в стороне многочисленные проблемы, связанные с "понаехавшими", надо, тем не менее, констатировать, что в целом европейские страны, да и США, стараются адаптировать новоприбывших. Существуют многочисленные институции – фонды, гранты, проекты, – поддерживающие культурную активность внутри мигрантских общин. Они решают двуединую задачу: с одной стороны, обеспечивают профессиональную занятость музыкантов, танцоров, художников; с другой – позволяют сохранять культурную идентичность и привносить её в общенациональный контекст. Такие программы работают во Франции, Германии, Швейцарии, странах Скандинавии.
Refugees for Refugees с композицией "Накидка всадника"
В музыкальном отношении, по моим наблюдениям, наиболее активная работа ведётся в Бельгии и Норвегии. Пожалуй, наиболее амбициозный из всех проектов – базирующийся в Брюсселе ансамбль Refugees for Refugees ("Беженцы для беженцев"). Его особенность не только в многонациональности, но и в реальной "мультикультурности": Ближний и Средний Восток (Афганистан, Ирак, Пакистан, Сирия), Тибет, Европа (Бельгия, естественно). Группу поддерживают две бельгийских некоммерческих организации, Muziekpublique и Cinemaximiliaan. Первая - концертная организация, рекорд-лейбл и музыкальная школа(!), специализирующаяся на этнической музыке; вторая – благотворительная платформа максимально широкого профиля, помогающая мигрантам во всём, от бесплатной еды до киносъёмок.
Amina – второй альбом "Беженцев...". Песню "Перахан" ("Накидка всадника") написал и поёт афганец Аман Юсуфи; песню "Тоншак" – один из двух уроженцев Тибета в группе Арен Долма. Инструментальное сопровождение – скорее арабское. Надо сказать, что с тибетско-ближневосточным фьюжн я сталкиваюсь впервые!
Refugees for Refugees с композицией Tonshak
В армии беженцев палестинцы – один из самых старых и многочисленных отрядов. Самая известная палестинская певица – Рим Банна. Правда, беженкой её можно назвать лишь с некоторой натяжкой, большую часть жизни она прожила (Банна умерла в 2018 году) в своём родном городе Назарет. Однако вся профессиональная деятельность этой вокалистки, композитора и поэтессы проистекала в других странах и городах – от Москвы, где она окончила консерваторию (и познакомилась с мужем, украинским гитаристом Леонидом Алексеенко), до Осло, где она записала почти все свои альбомы. Последний из них, "Голос сопротивления", вышел посмертно. Процедура записи была сложной: часть вокальных партий записали в начале 2018 года в Осло, часть норвежский звукорежиссёр зафиксировал в Рамалле, а затем всё свели уже без участия Рим Банна. Аккомпанемент обеспечила группа электронщиков Checkpoint 303 и знаменитый норвежский джазовый пианист Бугге Вессельтофт.
Rim Banna с композицией A Rose in the Battlefield
Эмиграция из Ирана похожа на российскую: из этой страны бегут не от войны и не от голода, а от несвободы и государственных репрессий. Соответственно, среди беженцев преобладают образованные городские жители, профессионалы. Среди них немало артистов и музыкантов, причём наблюдается интересная особенность – множество женщин-вокалисток. Дело тут в том, что по законам Исламской Республики Иран женщины не имеют права петь. Во всяком случае на публике. Неудивительно, что, оказавшись на воле, этому "греховному" занятию они предаются с огромным энтузиазмом, в Америке и Европе выходит множество пластинок певиц иранского происхождения. Самая резонансная из них – Placeless ("Без места"), совместная работа вокалисток сестёр Махсы и Марьян Вахдат и калифорнийского Kronos Quartet.
Kronos Quartet вместе с Malisa & Marjan Vahdat с композицией My ruthless companion
Kronos Quartet под управлением Дэвида Харрингтона – самый известный в мире струнный ансамбль. Он существует с 1973 года, выпустил полсотни альбомов и дважды получал премию Grammy. Мелодии всех композиций (в том числе предлагаемой вам "Мой безжалостный компаньон") сочинила Махса Вахдат на стихи персидского средневекового поэта-суфия Руми.
Плей-лист программы "Музыка на Свободе" (выпуск 168):
1. Yoko Ono (USA/Japan). Hell in Paradise, LP Warzone
2. Ismo Alanko (Finland). Helsinki hengittää, LP Minä halusin olla niin kuin Beethoven
3. Lydia Ainsworth (Canada). What Is It? LP Darling of the Afterglow
4. Lydia Ainsworth (Canada). Diamonds Cutting Diamonds, LP Phantom Forest
5. Refugees for Refugees (Belgium/Afghanistan). Perahan, LP Amina
6. Refugees for Refugees (Belgium/Tibet). Tonshak, LP Amina
7. Rim Banna (Norway/Palestine). A Rose in the Battlefield, LP Voice of Resistance
8. Kronos Quartet / Malisa & Marjan Vahdat (USA/Iran). My Ruthless Companion, LP Placeless
9. Maps (UK). Both Sides, LP Colours Reflect Time Loss
10. Los Ex (Chile). Azul, LP Bar Loreto en vivo. VOL II
11. Yonatan Gat (USA/Israel). Cue the Machines, LP Univrasists
12. Cherry Glazerr (USA). Isolation, LP Stuffed & Ready
13. Black String (South Korea). Exhale-Puri, LP Karma