"Каждый раз, когда человек делает какой-то выбор, его жизнь кардинально меняется. Нет такого пути, который однозначно сделал бы вас счастливыми, но есть те, которые позволяют количество приятных моментов приумножить", – считает фотограф из Тамбова Сергей Парышков. Он создал проект "9 жизней", который позволяет отчётливо увидеть, как могла бы измениться жизнь женщины в зависимости от решений, которые она принимает.
Мы всегда чем-то ограничены: физиологическими особенностями, социальными рамками, иногда даже политическим строем
Уставшая жена с большой кастрюлей в руке, задумчивая художница, испуганная пациентка психиатрической больницы или рыдающая осужденная во время встречи с ребенком и мужем – так фотограф представил варианты развития жизни своей героини. "Идея множественности жизни пришла мне случайно. Я зашел на страницу к знакомому фотографу, увидел у него героиню, которая меня заинтересовала. Перешел к ней в профиль, чтобы посмотреть фотографии. Меня сразу поразило то, как она меняется от съемки к съемке. Я решил, что это можно было бы обыграть в фотопроекте", – рассказывает Сергей Парышков.
Вместе с героиней они начали размышлять о проблеме выбора и о том, как он влияет на жизнь каждого человека. В итоге придумали несколько сюжетов, которые легли в основу проекта. Парышкову хотелось показать, что изменения в жизни человека могут быть любыми. "Мы всегда чем-то ограничены: физиологическими особенностями, социальными рамками, иногда даже политическим строем. Выбор же все равно есть. Иногда даже от одной случайной встречи или диалога может измениться многое", – уверен фотограф.
Идея состояла в том, чтобы показать не просто отдельные аспекты жизни конкретного человека, которые могли бы измениться. "Мы хотели охватить целые пласты, – добавляет Парышков. – Например, есть кадр, где девушка сидит в лесу на собрании какой-то секты. Таким образом я хотел показать человека, который бежит от проблем, скрываясь от них в незнакомых компаниях, алкоголе или дурманящих веществах".
Это единственный кадр, где героиня улыбается, тут же добавляет Парышков. Именно поэтому многие считают проект пессимистичным и тяжелым.
Многие люди узнают в фотографиях себя
Несмотря на то что проект состоит из ряда стереотипов о жизни женщины в России, идеи изобразить "тяжелую русскую долю" у Парышкова не было. "Я, наоборот, хотел абстрагироваться от места и сконцентрироваться на изменениях в жизни героини", – объясняет фотограф.
Выйти за рамки распространенных стереотипов о судьбе русской женщины он тоже не хотел. "Женщины живут так не потому, что кто-то им это навязал, а потому, что им так удобнее, – отмечает автор проекта. – Возможно, благодаря этой стереотипности проект и стал народным. Многие люди узнают в нем себя". Если бы главным героем был мужчина, кадры были бы совсем другими, говорит Парышков.
У проекта нет начала и конца, изучать кадры можно в любой последовательности. По словам фотографа, в этом и состоит основная идея: с какой бы картинки зритель ни начал, он все равно сможет домыслить череду событий, которые ей предшествовали.
"Когда я работал над проектом, у меня в голове были идеи, что могло происходить с героиней и как она оказывалась в той или иной ситуации. У зрителей фантазии могут быть совсем другими, – говорит фотограф. – Мне было важно подключить их к процессу осмысления увиденного и построить коммуникацию".