29 октября в российский прокат должен выйти фильм Ксении Ратушной "Аутло". Радио Свобода рассказывало о нем в передаче "Культурный дневник" и статье "Скорей бы настало время новой чумы!". В России этой драмой интересуются не только поклонники рэпера Глеба Калюжного, сыгравшего главную роль, но и кинолюбы из Следственного комитета. По вине ханжей, желающих подчинить кинематограф скандальному закону Елены Мизулиной о запрете ЛГБТ-пропаганды, фильм стал полузапретным.
Европейская премьера "Аутло" прошла в Таллине, в США – на фестивале в Санта-Барбаре, а в марте он впервые появился на российском экране, на фестивале "Дух огня" в Ханты-Мансийске, где получил главный приз и еще две награды – за музыку и операторскую работу.
В России фильм был показан с небольшими изменениями. Из сцены оргии был вырезан православный священник, а матерные слова пришлось, повинуясь требованиями законодательства, заглушить. Эта версия, получившая прокатное удостоверение в Министерстве культуры с возрастным цензом 18+, и была показана в Ханты-Мансийске.
Лишь сейчас художественные руководители "Духа огня" решили подробно рассказать, с каким сопротивлением они столкнулись перед показом картины и какие проблемы у них начались после того, как фестиваль завершился.
Ничего сравнимого с давлением во время показа "Аутло" я не припомню в своей жизни
Еще до премьеры в соцсетях началась кампания против "аморального" фильма, но организаторов фестиваля она не испугала. "Любой куратор, работающий в России, знает на своем опыте, что такое цензура и самоцензура. Тем не менее, ничего сравнимого с давлением во время показа "Аутло" я не припомню в своей жизни. Весь фестиваль я провел с телефоном, по которому часами и часами общался с разными инстанциями", – рассказывает кинокритик Борис Нелепо, председатель отборочной комиссии "Духа огня". Блюстители нравственности, возмущенные тем, что один из героев фильма – подросток-гей, влюбленный в другого школьника, – не только завалили жалобами все инстанции, но и вызвали полицию в кинотеатр.
Придраться было не к чему: на входе проверяли паспорта и не пропускали никого моложе 18 лет. Дискуссия после показа прошла без происшествий. "У нас был полный зал, потрясающее обсуждение. Я не знаю, кто эти люди, которые пытаются запретить показ фильмов. Я только знаю, что в зале были взрослые зрители с разными вкусами и разным образованием, и они способны сами решить, что им смотреть, а что нет", – говорит Борис Нелепо.
Уже после завершения фестиваля некие активисты направили письмо омбудсмену по правам детей, и в разбирательство включилась Генеральная прокуратура. Начались допросы причастных к показу, а его организаторы стали получать угрозы в соцсетях.
Следователи в разных городах трудились, изучая видеозаписи из ханты-мансийского кинотеатра, рассчитывая отыскать хоть какое-то нарушение закона Мизулиной.
Борис Нелепо рассказывает о том, как его коллег допрашивал "товарищ майор", задавая вопросы о том, зачем "Аутло" показывали, почему каталог фестиваля не был упакован в полиэтилен и, наконец, почему юные балерины, вручавшие награды фестиваля, услышали слово "Аутло". "Уже полгода моя команда, да и я тоже, пишет объяснительные, отвечает на вопросы, оправдывается. Абсурдные вопросы повторяются по кругу. На прошлой неделе вот пришло уже новое письмо от прокуратуры по запросу какого-то депутата", – рассказывает Борис Нелепо.
Закон о ЛГБТ-пропаганде является фашистским и соответствует юридической системе Третьего рейха, а не страны в 21-м веке
"Вызывали на допросы всех, кто работает в Ханты-Мансийске, потому что в местный следственный комитет через месяц-другой после сеанса пришел запрос от прокуратуры, – говорит куратор российских конкурсов фестиваля Анисья Казакова. – Все ходили туда объясняться, как на работу. Хотя на показе фильма были зрители от 18 до 75 лет, нас подозревали именно в "гей-пропаганде среди несовершеннолетних". При этом мы еще получали оскорбительные послания в соцсетях".
"В итоге, как выяснилось после моего поста в фейсбуке, суд был в августе, штраф за "ЛГБТ-пропаганду" придется оплачивать бывшему исполнительному директору фестиваля", – рассказал Борис Нелепо.
Теперь уже под угрозой и весь фестиваль "Дух огня". "Министерство культуры отзывает финансовую поддержку "Духу огня" и угрожает невключением фестиваля в реестр (а это фактический запрет на проведение). Да, именно так: Министерство культуры выдало прокатное удостоверение фильму, за показ которого теперь наказывает фестиваль", – написал 23 октября Борис Нелепо в фейсбуке. Вскоре появилось неофициальное опровержение. "После публикации моего поста со мной связались из Министерства культуры и опровергли эту информацию. Поскольку за последний месяц туда пришли новые люди, которые вообще не в курсе происходившего с "Аутло" в начале года и летом, я им верю. Я не могу установить точный источник информации об угрозах со стороны Министерства культуры. Мне так рассказывали летом коллеги. Может быть, угроз со стороны Минкульта вовсе не было, а это был внутренний слух, запущенный кем-то из желающих контролировать нашу программу. Я не знаю".
Третьяковская галерея, продававшая билеты на сеанс, внезапно отменила его
Тем временем авторам и прокатчикам "Аутло" стали срывать премьеры фильма в Москве. Кинотеатры в последний момент отказывались показывать фильм под разными предлогами или вообще без объяснений. В октябре Третьяковская галерея, продававшая билеты на сеанс, внезапно отменила его. Так ревностно учреждения культуры соблюдают закон о "ЛГБТ-пропаганде", который, как пишет Борис Нелепо, "является фашистским и соответствует юридической системе Третьего рейха, а не страны в 21-м веке".
"После скандалов с "Любовью" и "Похоронами Сталина", пространство свободы в прокате серьезно сузилось. Оно сужается постоянно. Каждая попытка показать что-то нестандартное – как последняя", – говорит дистрибьютор фильма, генеральный директор кинокомпании HHG Владислав Пастернак.
Режиссер Ксения Ратушная рассказала Радио Свобода о том, что происходит вокруг показов "Аутло".
– Сколько уже было сорвано показов фильма?
Мутные законы о пропаганде порнографии, пропаганде гомосексуализма, оскорблении чувств верующих я считаю абсолютно абсурдными
– Сначала сорвалась премьера в "Октябре", это главный премьерный кинотеатр Москвы. Причем кураторы очень хотели показать, но у них возникли сложности из-за тематики фильма, в том числе из-за того, что происходило вокруг фестиваля "Дух огня". Потом мы договорились с "Президент-отелем", эта отмена была самая жесткая, потому что мы были поставлены перед фактом за четыре дня до премьеры, когда все деньги за аренду были выплачены и мы пригласили всех гостей. Естественно, некоторые приглашенные – такие люди, которых ты зовешь один раз, а если что-то срывается, то очень неловко говорить им: извините, ничего не получится. В Третьяковской галерее мы собирались делать спецпоказ, договорились, они согласовали с руководством, билеты уже поступили в продажу, и на следующий день мы узнали, что кому-то позвонили сверху и показ был отменен. У фильма есть прокатное удостоверение, есть все документы, которые подтверждают, что фильм соответствует законам Российской Федерации и может быть показан где угодно. Но происходят непонятные звонки.
– И они не говорят, кто именно звонит?
– Нет, к сожалению. И я в принципе понимаю, почему они боятся озвучивать имена.
– Вы знали, что происходит вокруг премьеры в Ханты-Мансийске?
– Да, но не хотели выносить это в публичное поле, думали, что можно будет как-то решить. Ситуация совершенно чудовищная: у них проверка шла из-за того, что при несовершеннолетних балеринах было произнесено слово "Аутло". Какой-то абсурд. Борис Нелепо фактически теряет фестиваль, это очень жутко. Он потрясающий, благороднейший человек, который ради искусства готов на все. Он пишет, что если бы знал о последствиях, то все равно показал бы фильм на фестивале. Я восхищаюсь им и горда тем, что мы представили фильм именно на "Духе огня". Но при этом мое сердце разрывается, ведь я невольно оказалась причиной того, что с ним происходят эти драматичные события. "Дух огня" – действительно дело его жизни, и это дело жизни у него отбирают.
– Вы помните, какая была кампания организована против фильма "Матильда", потом против фильма "Праздник", но всегда было понятно, кто это делает: организация "Сорок сороков" и другие активисты воевали с этими фильмами открыто, даже устраивали молитвенные стояния. Кто борется с вашим фильмом?
– Я не могу понять. Я встречала записи в "ВКонтакте", что-то типа: давайте напишем заявление в прокуратуру, в Министерство культуры, еще куда-то, запретим. Но я всегда принимала этих людей за каких-то мелких сумасшедших. Не было ощущения, что люди, которые пишут такие вещи, обладают какими-то ресурсами, чтобы на кого-то надавить. С другой стороны, может быть, достаточно одного доноса, чтобы взволнованные чиновники бросились проверять. Наверное, в этом есть какое-то участие Министерства культуры, хотя мне очень странно это предполагать. Мне передавали, что Ольга Любимова наш фильм посмотрела, не нашла в нем ничего, что стоит запрещать. Тогда она еще не была министром культуры. Почему у нас не забирают прокатное удостоверение, но преследуют фестиваль, который на законных основаниях показал законный фильм? На показе у нас была полностью зацензурированная версия, всё по российским законам. В сцене оргии есть пара – священник и мальчик, но мы по настойчивой рекомендации ее вырезали, в российской версии этого нет, придраться к этому невозможно. Мне непонятно, почему всё разрослось до таких масштабов, что вообще происходит.
– При этом в прокате идут фильмы с ЛГБТ-сюжетами: "Назови меня своим именем" или мелодрамы Ксавье Долана. Ваш прокатчик Владислав Пастернак предположил, что дело в том, что "Аутло" – российский фильм. Что дозволено западному кинематографу, в России нельзя делать.
Возможно, роль играет то, что у нас всё сразу: и секс, и БДСМ, и ЛГБТ
– Да, вполне возможно. Мы с Владом Пастернаком обсуждали этот вопрос, он сам в шоке. Мы ему говорили, с каким сопротивлением мы сталкивались на протяжении всей работы над проектом, и теперь он увидел сам дикое, совершенно непонятное сопротивление. Он до этого прокатывал фильм "Девочка" про трансгендерную балерину или "Собаки не носят штанов" про БДСМ... Возможно, роль играет то, что у нас всё сразу: и секс, и БДСМ, и ЛГБТ, и это уже чересчур. А может быть, действительно вопрос в том, что это российский фильм, за которым не стоит никакого влиятельного человека, влиятельного продюсера, никакой институции. Нет денежной поддержки Министерства культуры, Фонда кино. Лучше не связываться, а еще лучше вообще запретить.
– Четыре фильма из цикла "ДАУ" запретили, и недавно запрет был подтвержден. Там влиятельный продюсер, но это не помогло.
– Вообще, эти мутные законы о пропаганде порнографии, пропаганде гомосексуализма, оскорблении чувств верующих я считаю абсолютно абсурдными. Потому что художник должен быть абсолютно свободен. Любая цензура меня дико бесит. Тут уж неважно, что запрещают.
– Тем не менее премьеру удалось провести. Как она прошла?
Попросили, чтобы на премьере не было мужчин в женской одежде
– Да, премьера, к счастью, состоялась. Нас поддержала сеть кинотеатров "Пять звезд", они дали нам возможность показать фильм на большом экране, собрать наших гостей. Попросили сделать всё максимально спокойно, чтобы не было мужчин в женской одежде. Нам пришлось подчиниться этим требованиям, чтобы провести премьеру. Мы перестраховались, как только можно, кинотеатр тоже перестраховался, и не было никаких проблем.
– 29 октября фильм выходит в прокат. Насколько широким он будет?
– Прокат сложно назвать широким, потому что, скорее всего, у нас будет кинотеатров десять. Сейчас идет "Китобой", тоже артхаусный фильм, у него 400 экранов, а у нас примерно 10. Некоторые кинотеатры отказываются, иногда без объяснения причин, иногда просто игнорируют письма и звонки, хотя до этого все было в порядке. Иногда говорят, что по бизнес-соображениям. Хотя по тому, как люди говорят, видно, что дело не в сборах. У нас будет несколько кинотеатров из сети "Каро-арт", что нам очень приятно. Будет кинотеатр "Англетер" в Санкт-Петербурге и ЦДК.
– Будут ли онлайн-показы – может быть, даже нецензурированной версии?
– К сожалению, необрезанную версию в России выложить официально никак нельзя, потому что прокатное удостоверение требуется в том числе на онлайн-релиз. Поэтому на территории России, к сожалению, фильм будет без этой сценки со священником. Но все-таки это не ключевая сцена, поэтому мы на это пошли. Неприятна, конечно, цензура по аудиодорожке, нам приходилось убирать мат, но с этим сталкивались все. Онлайн-релиз будет через три недели после старта проката, то есть 19 ноября фильм выйдет практически на всех российских онлайн-платформах.
– То есть цензуру удастся победить?
– Да, цензуру удастся победить. Мы, конечно, на онлайн-релиз очень рассчитываем, потому что многие зрители, даже если хотят посмотреть фильм, у которого такая слава скандального, боятся идти в кинотеатр, тем более с кем-то – не дай бог, что подумают. У ведь нас не только государство такое, у нас и большая часть общества такая. Это взаимозависимые вещи. Поэтому, даже если кто-то не захочет или не сможет посмотреть фильм в кинотеатрах, смогут посмотреть онлайн.