В конце октября газета Financial Times опубликовала сообщение о том, что чешская компания Sazka участвует в тендере на получение государственной лицензии для проведения национальной лотереи Великобритании после 2023 года. Сама по себе эта новость не была бы столь интересна читателям в России, если бы не имя владельца Sazka – миллиардера Карла Комарека. Его компания Moravské naftové doly ("Моравские нефтяные месторождения") уже почти десятилетие является одним из стратегических партнеров "Газпрома". Покупка Комареком ряда активов в лотерейном бизнесе Евросоюза по временному стечению обстоятельств совпала с подписанием договора о партнерстве с "Газпромом" в 2011 году.
Карел Комарек сегодня занимает пятую строчку в списке ста самых богатых чешских предпринимателей, составленном журналом Forbes. Он начал заниматься бизнесом в 90-х, став одним из участников приватизации компании "Моравские нефтяные месторождения". К 2010 году Комареку удалось выкупить у других владельцев их доли в этой компании и стать единовластным собственником фирмы, добывающей в Моравии приблизительно 6 тысяч баррелей нефти и газа в год. После этого, в 2011 году, был заключен договор с "Газпромом", а двумя годами позже и полноценное соглашение о совместном строительстве новых газохранилищ. Тогда Комарек заявлял, что его компания будет совместно с "Газпромом" строить хранилища "в Европе и Российской Федерации". Первым из них должно было стать подземное хранилище газа (ПХГ) в небольшом моравском городке Дамборжице на месте истощенного газового месторождения.
Два года между первым договором и полноценным соглашением понадобилось потому, что после того, как стало известно о планах "Газпрома" в Чехии, Европейская комиссия в своем докладе обратила внимание на нестандартное решение, принятое чешским министерством промышленности и торговли. Фирме Комарека разрешили 15 лет не выполнять одно из условий Евросоюза, которое гласит, что доступ к газохранилищу должны иметь и другие компании – продавцы газа. Это условие соответствовало правилам, определенным в так называемом Третьем энергетическом пакете, и было призвано устранить на рынке Евросоюза монопольное положения компаний, занимающихся добычей газа. Такие компании, к которым относится и "Газпром", до принятия пакета блокировали поставки конкурирующих энергетических фирм за счет владения сетями доставки к потребителям. Правила Евросоюза ограничили их право устанавливать несправедливую цену на газ. В Европейской комиссии решение чешского министерства отменили, указав, что ПХГ в Дамборжице не уменьшает газовую зависимость Чехии и таким образом не приводит к повышению национальной безопасности в газовой сфере, а также что решение об отмене ограничений на 15 лет не требуется для финансовой жизнеспособности проекта.
На сайте "Газпрома" о ПХГ в Дамборжице говорится, что "проект призван обеспечивать надежность поставок российского газа по газопроводам ОПАЛ и "Северный поток". При этом чешское правительство официально выступает за сохранение транзита газа через Украину. "Газпром", несмотря на санкции, наложенные в связи со строительством "Северного потока", продолжает возводить ПХГ по всей Европе. Последнее было введено в эксплуатацию в августе этого года на северо-западе Германии. Участие компаний Комарека можно обнаружить и при строительстве других газохранилищ "Газпрома".
Несмотря на эти сложности, в 2016 году хранилище газа было построено. Половина средств на его строительство была выделена из бюджета "Газпрома". В настоящее время активная емкость ПХГ составляет 325 млн куб. м, а в будущем – если "Северный поток" будет, несмотря на введенные санкции, построен, газохранилище может использоваться по максимуму – объем его хранения 456 млн куб. м.
Обязательства по долгам кредиторам взял на себя "Газпром", то есть российские налогоплательщики
"За то, что Комарек получил доступ к бизнесу "Газпрома", российская сторона в качестве "бонуса" потребовала спонсорство для КХЛ (Континентальная хоккейная лига. – Прим. РС), где А. Медведев занимает пост президента", – писало в 2011 году чешское русскоязычное издание "Пражский телеграф". После того, как в декабре того же года фирма Комарека стала спонсором КХЛ, было объявлено о том, что партнерство с "Газпромом" предполагает также покупку 16 процентов акций дочерней компании "Газпрома" в Чехии – Vemex, занимающейся поставками топлива в европейские страны. За эту долю Комарек заплатил около 1 миллиарда крон (более 45 миллионов долларов по нынешнему курсу). Параллельно с этим Комарек приобрел и комплекс приема, хранения и налива нефти в городе Октябрьске Самарской области.
Но разрешение от "Газпрома" на покупку Vemex стало для чешского миллиардера намного более важным событием. Планировалось, что эта компания займет лидирующее место на рынке продажи газа потребителям, и какое-то время это действительно удавалось. Еще три года назад у компании было более 15 тысяч клиентов и третье место среди продавцов газа на рынке Чехии. Чешские СМИ называли Vemex "внучкой "Газпрома". Ее исполнительным директором много лет был российский юрист Владимир Ермаков, который начал заниматься в Чехии предпринимательской деятельностью еще в 90-х. Но три года назад он ушел из этой компании после серии финансовых махинаций: чешские чиновники поймали Vemex на попытке не платить налог на добавленную стоимость и у одного из поставщиков арестовали 430 миллионов крон этой компании. Vemex выказал убыток в размере полмиллиарда чешских крон (приблизительно 22 миллиона долларов по нынешнему курсу). Обязательства по выплате долгов кредиторам вынуждена была взять на себя материнская компания – "Газпром", а поскольку она принадлежит государству, то российские налогоплательщики. В итоге в начале 2018 года активы Vemex были переданы еще одной принадлежащей "Газпрому" компании – немецкой Wingas.
Ермаков после случившегося так и не смог оправиться от финансовых проблем. Очевидно, из-за махинаций, которые обнаружили налоговые органы Чехии, принадлежащей ему компании Eco Power Energy не продлили лицензию, позволяющую торговать газом и электроэнергией. Эта фирма создавала в Чехии сеть газовых заправок. Одновременно Ермаков перестал платить аренду за помещения, которые использовала еще одна связанная с его именем компания – Aled Praha, производитель сапфировых кристаллов для производства часов. Позже стало известно о ее банкротстве, а два года назад журналисты обнаружили на сайтах о недвижимости объявления о продаже шикарной виллы Ермакова в городке Ланы под Прагой – в том же населенном пункте находится и загородная резиденция президента Чехии. Сам Ермаков, правда, не подтвердил и не опроверг, что вилла принадлежит ему: он не ответил на звонок журналистов.
Чешские СМИ тогда писали, что внезапные проблемы у целого ряда компаний и предпринимателей, связанных с "Газпромом", вероятно, связаны с реакцией Москвы на санкции Евросоюза. Приблизительно в одно и то же время стало известно о крахе сразу нескольких чешских предпринимателей российского происхождения. Среди них и Роман Попов, чей ERB Bank (Европейско-российский банк) из-за подозрительных трансакций был закрыт чешскими надзорными органами.
В отличие от Ермакова, партнерство с "Газпромом" привело к расцвету бизнеса Комарека. В 2012 году он неожиданно приобретает 75 процентов крупнейшей лотерейной компании Чехии Sazka (журналистам издания Financial Times в Sazka отказались предоставить информацию о ее акционерах и владельцах). Затем Комарек покупает крупные доли еще нескольких лотерей – Австрии, Греции и Италии. Месяц назад чешский миллиардер замахнулся и на Великобританию, а еще раньше – хотел купить активы одной из лотерейных компаний Болгарии, которой владеет 18 раз судимый Васил Божков. В июле этого года в Болгарии Комарек принял участие в капитализации Fibank – это было одним из условий для получения членства в банковском союзе ЕС и начала процесса, позволяющего Болгарии в будущем принять евро. Таким образом чешский миллиардер получил влияние в болгарской политике, имея при этом тесные связи с "Газпромом".