В Туле к борьбе с инакомыслием подключились учреждения культуры. На сайтах этих организаций гражданам предлагается в анонимном порядке сообщать информацию "о лицах, возможно причастных к распространению радикальной идеологии или подвергшихся ее влиянию". Там же заверяют, что вся информация будет незамедлительно передана в областные управления ФСБ и МВД России.
Вслед за региональным министерством культуры соответствующие опции разместили у себя Объединенный историко-краеведческий и художественный музей, Академический театр драмы и даже Театр кукол. Не остались в стороне и учебные заведения Тульской области. К примеру, проявлять бдительность предлагается на сайтах Узловского машиностроительного колледжа (город Узловая) и средней общеобразовательной школы №2 города Суворова имени Героя РФ А. П. Ефанова. Тула прославилась самоварами, пряниками и Левшой. Теперь набор узнаваемых образов может пополниться "тульским стукачом".
Первым на нововведение обратил внимание живущий в Туле филолог и журналист Александр Хоц. Это он обнаружил среди сообщений о вполне невинных выставках, вроде выставки русской графики XVIII–XIX веков, кнопку, нажав на которую всякий желающий может отправить анонимку "куда следует":
Краеведение предлагается двигать в массы в форме полицейских анонимок
"Ещё можно понять, если приглашение к "сбору информации" появляется на сайте ФСБ и МВД. Но музей? Да ещё "историко-краеведческий и художественный"? Ничему история не учит, если краеведение предлагается двигать в массы в форме полицейских анонимок.
Хорошо известно, какой "радикальной идеологии" боятся в кремле и за что сажают (после пыток и фальсификаций) фиктивных "радикалов" – студентов и мальчишек. Судя по последним новостям, в войне с "радикализмом" "органы" взялись за 14-летних школьников.
Культура политического доноса насаждается на сайтах, связанных с культурой и "патриотизмом" в их чекистском понимании.
Хотя надо быть наивным человеком, чтобы верить в анонимность в интернете. Сохранить инкогнито заявителю не светит.
Разумеется, речь идет не о религии. Я не слышал в тульской жизни об "исламских радикалах". Зато война местных "э-шников" с оппозицией никого не удивляет. Восемь суток ареста за одиночный пикет против политических репрессий – здесь обычное дело. (Стиль путинского "охранника" Дюмина в роли губернатора), – пишет Александр Хоц. И тут же задает риторический вопрос в комментарии к своему посту: А как узнать-то, я "подвергался влиянию радикальной идеологии" или нет? Видимо, придется ждать визита участкового или вызова "для беседы".
Алексей Дюмин стал тульским губернатором четыре года назад. Его часто называют охранником Путина, потому что до 2013 года Дюмин проходил службу в Федеральной службе охраны, "обеспечивая участие президента России в различных мероприятиях как внутри страны, так и за границей".
Об этом обстоятельстве надо помнить, чтобы понять, как мог на сайте Тульского объединенного краеведческого и художественного музея в разделе "Полезная информация" появиться видеоклип "Нет ненависти и вражде!". Точно так же как опция для доносов, содержание этого ролика не имеет никакого отношения к музейной жизни. Он целиком посвящен прославлению деятельности сотрудников силовых ведомств и разоблачению козней "мировой закулисы". Здесь есть полный набор пропагандистских штампов. Они сродни тем, что отточены на федеральных телеканалах в ток-шоу известного рода.
Сначала – апелляция к ратным подвигам предков: "У нас всегда было много врагов. Мы отбивали налеты кочевников на наши земли. Сражались с сильнейшими армиями Европы, которые посягали на нашу независимость", – напоминает закадровый голос. Затем – плавный переход к нашим дням: "В 21-м веке враг перевоплотился. Сегодня это экстремизм и терроризм. Они не останавливаются ни перед чем ради своей цели – посеять панику и страх среди людей. Они никогда не воюют открыто, предпочитая из подполья разрушать устои общества. Манипулируя сознанием граждан, выводить толпы на уличные беспорядки. Наша задача – работать на опережение". Акции протеста здесь осмыслены как уличные беспорядки.
Сотрудник Лаборатории музейного проектирования (АНО "Музей Будущего") Владимир Дукельский называет Алексея Дюмина "ближним губернатором":
По существу, Дюмин – это держатель Тульского княжения или губернатор Тульский
– Я историк, вот и употребляю слово "ближний". В Средние века наследнику обычно давали в удел ближайшее к Москве княжество. Скажем, Иван III после присоединения Твери к Москве посадил на Тверское княжество своего сына-наследника Ивана Молодого, чтобы тот был поближе. По существу, Дюмин – это держатель Тульского княжения или губернатор Тульский. Он известен президенту, очевидно, имеет к нему доступ и, соответственно, получает поддержку в своих проектах и начинаниях.
Это вполне естественная и логичная модель поддержки вновь назначенных губернаторов, которым надо утвердиться и завоевать авторитет на местах. Отрадно, когда содействие укреплению позиций новых губернаторов выливается в финансирование региональных проектов в сфере культуры. Когда осенью 2016 года Алексей Геннадьевич Дюмин был избран губернатором, до 500-летия Тульского кремля, строительство которого было закончено в 1520–1521 годах, оставалось еще несколько лет – как раз успеть подготовиться.
В преддверии круглой даты начал реализовываться крупный проект по превращению Тульщины в туристический регион, включавший обновление музеев на территории области и создание новых музеев в самой Туле. К юбилею Тульского кремля присоединили Большую засечную черту, проходившую по территории края. Это были лесные завалы, частоколы, рвы, валы, остроги – словом, система укреплений, в 16–17-м веках прикрывавших от крымских набегов подступы к Оке и Москве. Теперь же кооптация в юбилей кремля многокилометровой Засечной черты позволяла распространить торжества на весь регион и подчеркнуть его извечное значение как стража государства.
Первым шагом этого проекта стало развитие туризма. Тут не потребовалось особых финансовых вливаний. Провели аудит турресурсов и разработали множество маршрутов от усадьбы к усадьбе, от города к городу. Дескать, Тульщина ближе всего к Москве, и, если поднапрячься, народ сюда валом повалит. Все это происходило в рамках общегосударственной кампании по развитию внутреннего туризма, когда внезапно возникла вера в туризм как средство решения всех проблем. Вот как приедут толпы туристов, вот как привезут с собой горы денег и оставят их тут... И всем будет хорошо, и все будут счастливы.
– Это было, я так понимаю, еще до пандемии?
– Да, 2017–2018 годы – начало тульского туризма. Стали в темпе приводить в порядок историческое и культурное наследие, реставрировать памятники, создавать на скорую руку музейные экспозиции. На этой волне вроде бы даже хотели присоединить Тульщину к Золотому кольцу, к которому сейчас действительно норовят присоединять отдельные старые города, "заслужившие это право".
Возведение новодельных реконструкций на территории объекта класса Тульского кремля – вещь сомнительная, но чего не сделаешь ради привлечения туриста!
Параллельно развивался и собственно юбилейный проект. Сначала озаботились приведением в порядок территории кремля, где и вправду было пустовато. Провели археологические раскопки, отрыли Музей археологии, сделали "археологические окна", начали возводить "осадные дворы". В таких дворах жили служилые люди и укрывались горожане во время осады. Возведение новодельных реконструкций на территории объекта класса Тульского кремля – вещь сомнительная, но чего не сделаешь ради привлечения туриста. Вот и планируется целый историко-этнографический комплекс, а набережную Упы рядом с кремлем благоустроили еще в 2018 году и превратили в "модное пространство". Теперь с деревянных мостов можно любоваться панорамой кремля – ну чем не парк "Зарядье"!
Юбилейный проект быстро набирал обороты, и всё как-то к нему подверстывалось, укладывалось как патроны в обойму. В декабре 2017-го открылась новая экспозиция Тульского музея оружия. Пустовавшие заводские корпуса при поддержке "Ростеха" превратились в Творческий индустриальный кластер "Октава" с мультимедийным Музеем станка (апрель 2018 г.). И, наконец, на улице Металлистов возник Музейный квартал. Музей, а тем более много музеев, быстро не сделаешь, потому решили трубить общий сбор и создавать "представительства" известных музеев. На призыв откликнулись все ближние – Поленово, Ясная Поляна, Куликово поле. Государственный исторический музей (ГИМ) за дальностью расстояния чуть было не опоздал, но мобилизовался и открыл отличную экспозицию. Не берусь судить о качестве и достоверности реставрации, но приведение в порядок ранее пустовавших зданий можно только приветствовать. Плохо лишь то, что Концепция музеефикации, предлагавшаяся тульскими историками и краеведами, похоже, была проигнорирована. Ну а хорошо – что, в принципе, деньги пошли в культуру. Причем после областного центра занялись и музеями маленьких городов. Получалось по-разному. Если в Богородицке речь идет о потрясающем музейно-дворцовом комплексе, то "Музей Одоевского княжества" в Одоеве – не более чем грубая поделка на потребу непритязательному туристу.
И ничего плохого в тульском юбилейном мегапроекте не было бы, если бы он не реализовывался исключительно сверху вниз губернаторскими решениями, если бы активнее привлекались местные силы, больше учитывалось мнение горожан и профессионалов. А так это был в значительной степени завоз извне, завоз идей, проектировщиков, дизайнеров, коллекций и т.д. Впрочем, возможно, только мобилизационными методами и можно было воплотить задуманное.
– Получается, что если не вникать в частности, то все слава богу. Культурная жизнь в регионе забурлила. Но как только ты начинаешь разглядывать сайты этих художественных институций, тебя очень многое настораживает. И не только то, что появилась эта опция, что нужно по поводу каких-то подозрительных людей или событий "стучать" в соответствующие структуры, но даже то, что на каждом сайте очень много материала, который никакого отношения к культуре не имеет. Как к этому относиться? Почему даже на сайте Тульского театра кукол, после того, как читаешь о вполне симпатичной премьере "Колобка", где куклы и декорации выполнены в стилистике старинной русской игрушки, наталкиваешься на просьбу сообщать о неблагонадежных соотечественниках? Почему культурным институциям навязывают функцию, которая, казалось бы, к ним не имеет никакого отношения?
Учреждения культуры поставлены под ружье, хотя и сидят еще пока по своим осадным дворам. Это естественно, когда губернатор из службы безопасности
– Назовем это вирусной рекламой. Вообще-то, присутствие такой рекламы даже забавно. Забавно, потому что мы имеем дело с сочетанием жесткого указного администрирования с маркетинговыми стратегиями, с работой по всем каналам коммуникаций. Культура и туризм – один из приоритетов губернатора. Культурные события в регионе – на всех новостных лентах. Число обращений на сайты музеев растет – ну как тут не использовать этот канал коммуникации, чтобы достучаться до большего числа "потребителей"? Есть тут и другой месседж: культура тоже мобилизована на борьбу. Дескать, у нас своя информационная Засечная черта, мы тут стоим на страже. Вот и учреждения культуры поставлены под ружье, хотя и сидят еще пока по своим осадным дворам. Это естественно, когда губернатор из службы безопасности. Если бы он был из председателей колхозов, он бы всюду проводил овощные фестивали.
– Согласна, для тульской ситуации это логичное продолжение. Но встречали ли вы аналогичные вещи в других регионах? Где-то еще мобилизуют заведения культуры на борьбу с экстремизмом? Или это исключительно тульский опыт, местная экзотика?
Я ни одной секунды не сомневаюсь в том, что эта инициатива будет подхвачена
– Конечно, такое случилось впервые. Но, знаете, я еще из того поколения, которое наизусть учило труды Ленина. В работе "Государство и революция" у него была такая фраза: "Советская Россия показывает другим странам кое-что, и весьма существенное, из их недалекого и неизбежного будущего". Иными словами, я ни одной секунды не сомневаюсь в том, что эта инициатива будет подхвачена. При этом я не думаю, что в данном случае было какое-то прямое указание губернатора. Все происходит в рамках общей линии, в рамках установки на бдительность и мобилизационных настроений. Представьте, что мы с вами работаем в какой-то структуре, обязанной следить за состоянием умов, и видим, что сейчас у нас в регионе культура и туризм идут в авангарде. Так вот, мы бы немедленно начали действовать в этой сфере. Кто там у нас сегодня в лидерах? Ага, у нас сегодня в лидерах культура, туризм, музеи – там и надо размещать важную, с нашей точки зрения, информацию. Неожиданно, но факт.
– И вот тут-то мы и используем эти платформы…
– Конечно, да! Абсолютно маркетинговая ситуация. И мы цепляем к музейному паровозику свои вагончик, и грузим туда свой информационный товар. А уж купят его или не купят – не наше дело, мы-то отвечаем только за погрузку.
Сегодня вся Россия – пограничная крепость, форпост и оплот, ну а Тула – это еще такая цитадель внутри страны
Напомню еще о местной специфике. Тула давно уже практически не кует оружия, но все равно наследует мифологему: Тула – оружейная кузница России. Дальше: Тула – это город-герой. Настоящий город-герой и город-боец, потому что в грозном 1941-м ее отстояли именно горожане, рабочее ополчение. Так что даже Тула туристическая помнит о том, что она пограничная крепость и всегда начеку. Вообще-то, сегодня вся Россия – пограничная крепость, форпост и оплот, ну а Тула – это еще такая цитадель внутри страны. Поэтому лично меня всё произошедшее не удивляет.
Мы потихоньку привыкаем к вещам, которые в каком-нибудь 2007 году показались бы немыслимыми. Но за прошедшие годы один шажочек следовал за другим. Известно, что если температуру повышать постепенно, лягушка и сама не заметит, как сварится. Вот она и сварилась, – говорит Владимир Дукельский.