На выборах президента Киргизии, которые прошли в воскресенье, 10 января, лидирует бывший исполняющий обязанности главы государства Садыр Жапаров. По данным Центральной избирательной комиссии, после подсчёта более 90 процентов голосов он набирает около 79 процентов, тем самым побеждая в первом туре.
Выборы в Киргизии прошли досрочно – после того, как ушёл в отставку прежний президент Сооронбай Жээнбеков. Он ушёл с поста после массовых протестов против итогов парламентских выборов в октябре. Вследствие протестов результаты выборов в парламент были признаны недействительными. Со своих постов ушли также премьер-министр и спикер парламента. Премьер-министром и исполняющим обязанности президента стал Жапаров, оппозиционный политик, который во время протестов был освобождён из тюрьмы. Перед выборами Жапаров покинул пост и.о. президента, а также приостановил исполнение обязанностей премьера.
Явка на выборах за 2 часа до закрытия участков составляла около 33 процентов – что заметно ниже, чем на предыдущих выборах. Сообщается о ряде нарушений на выборах, связанных в том числе с использованием административного ресурса. Всего в выборах участвовали 17 кандидатов, в том числе лидер партии "Единый Кыргызстан" Адахан Мадумаров, занимающий второе место с 6 процентами голосов. Он и ещё один кандидат Абдиль Сегизбаев заявили, что не признают результаты, поскольку считают их сфальсифицированными. При этом Мадумаров сказал, что не планирует собирать митинги протеста.
Одновременно с выборами прошёл также референдум, на который был вынесен вопрос о смене парламентской республики на президентскую. По предварительным данным, это решение поддержали более 80 процентов избирателей. Теперь в стране разработают новую конституцию. При этом оппоненты Жапарова, а также правозащитники и специалисты по конституционному праву утверждают, что у нынешнего состава парламента, полномочия которого уже истекли, не было права назначить референдум.
Жапарову 52 года. Его называют популистом, сторонником националистической политики. До своего освобождения он отбывал 10-летний тюремный срок по обвинению в захвате заложников. Сам он отрицал вину, называя своё преследование политически мотивированным.