Ссылки для упрощенного доступа

Таруса, улица Роз, или история с переименованиями


Кадр из фильма Андрея Киселева
Кадр из фильма Андрея Киселева

Фильм Андрея Киселева

В Тарусе – небольшом городке на берегу Оки в ста с лишним километрах к югу от Москвы – в октябре местные власти решили переименовать несколько улиц, избавившись от названий советских времен.

Улицу Ленина предложили назвать Калужской, площадь Ленина – Соборной, Октябрьскую улицу – Воскресенской, улицу Карла Маркса – Полевой, Карла Либкнехта – Тарусской, Розы Люксембург – Посадской, улицу Декабристов – Городской набережной.

Эти планы вызвали недовольство многих местных жителей, потребовавших сохранить наследие советских времен. В городе начались митинги протеста.

Сторонники и противники переименований улиц – в фильме Андрея Киселева "Таруса. Улица Роз".


Дискуссия носила идеологический характер.

На митинге против переименования один из ораторов заявил:

– Улица имени поэта-народника Ивана Каляева сама по себе исторична, так как она появилась в советское время и до нее никаких улиц не существовало.

Однако фотограф Василий Прудников, который в последние месяцы снимал проект "Тарусский квест или назад в досоветское", напоминает, что Каляев – эсер и поэт – был участником боевой организации (он убил в 1905 году московского генерал-губернатора Сергея Александровича, после чего был казнен):

– То, что мы видим, – это театр абсурда, сюрреализм, все перемешано. Так что эта стилистика очень хорошо ложится на эту тему переименования. Это две плоскости, два смысла, что мы сейчас как раз и наблюдаем. Сегодняшний смысл, прежний смысл, они сейчас перемешиваются. Одно название здания станции, с одной стороны – площадь Ленина, с другой – площадь Соборная, две таблички на одном доме.

Переплетение смыслов в Тарусе действительно есть. Дом советского поэта Николая Заболоцкого, отправленного в 1938 году в лагеря по обвинению в контрреволюционной деятельности, расположен на улице Карла Либкнехта, одного из основателей Компартии Германии.

На митингах в Тарусе завязывались споры. Противники переименования, среди которых много сторонников КПРФ, требовали сохранить названия как наследие советских времен, память о нем. Им возражали:

Мы должны эту историю восстановить, начиная с князей

– История России – не только история последних 100 лет, история России – это тысяча лет. Та катастрофа, которая произошла в 1917 году, разделила народ, и брат стал воевать против брата. Мы должны эту историю восстановить, начиная с князей, князь Рюрик, князь Владимир Красное Солнышко. А какое отношение к Тарусе имеет Роза Люксембург?

Были и оригинальные предложения: улицу Розы Люксембург переименовать в улицу Розы или улицу Роз – и посадить на ней розы.

Дискуссия на улицах Тарусы выглядела так:

– Та [советская] власть делала по-своему, теперь эта делает то же самое.

– Мы с вами собрались и свободно обсуждаем, а попробовали бы вы это в 18-м году.

Противник переименований улиц, первый секретарь Тарусского отделения КПРФ Александр Голованов
Противник переименований улиц, первый секретарь Тарусского отделения КПРФ Александр Голованов

Фермер Вячеслав Плетнев счел переименования попыткой вытравить саму мысль о возможности смены власти:

Уберем декабристов – уберем память о том, что возможен другой путь

– Чтобы мыслей даже у молодежи не было, что власть может меняться. Сколько мы живем при путинизме, то с Медведевым поменялись, то на второй срок, сейчас на пожизненный переписали. Вот улица Декабристов. Кому мешали декабристы? Это люди царского периода, офицеры, военные. Они выступили против официальной власти со своими требованиями. Это были соперники власти. Выборов тогда не было, но возможно, на выборах они бы составили конкуренцию. Может, к следующим выборам уничтожается всякая память, что выбор возможен. Уберем декабристов – уберем память о том, что возможен другой путь, другой выбор, другое мнение. Есть одно мнение правильное, и другого не должно быть.

Плетнев выступил на митинге:

– Власти нам говорят, что переименования улиц нужны для того, чтобы Таруса вошла в Золотое кольцо, что туристы хотят слышать царские названия улиц, что для бюджета это единственное спасение. Но в Золотое кольцо вступают не названиями улиц, а теплотой и натуральностью деревянных заборов, искусством плотников, использованием дерева для обшивки домов, фасадов, резных наличников. Что отталкивает туристов – пластиковые коробки и промзоновский дизайн нищего населения России. Я другой такой страны не знаю, где так тяжко дышит рабочий человек.

И многие протесты свернули от переименований к социальным проблемам, среди которых заметной стала ликвидация бани:

Мнение народа им не нужно, он для них крепостной скот

– Единственная общественная баня в городе – уничтожили. Баня – это же не просто смывание грязи, баня – это чистота души, чистота тела, это здоровье. Народ, тарусян просто лишили здоровья. У многих тарусян нет условий не то что помыться, вообще с печкой люди живут, с дровами. То есть нас лишили оздоровительных процедур, нарушив закон об охране здоровья, нарушив Конституцию, неоднократно причем. И с переименованием улиц то же.

– Мы будем страдать, если сейчас не отстоим наше право решать в своем доме, где какая лавка будет стоять.

– Мнение народа им не нужно, он для них крепостной скот. Наш город утопает в больших проблемах. На ладан дышат больница и поликлиника. Наши [женщины] вынуждены рожать в Калуге, в Серпухове, в Протвино. Обращаться к специалистам там же. На смену бесплатной медицине пришла платная. В местной поликлинике специалистов осталось с гулькин нос, горожане вынуждены прибегать к платным услугам.

Местный таксист подвел итог дискуссии:

– Если честно, мне по барабану, как будут улицы называться. Вообще, в целях благого, лучше, конечно, построить баню. А когда заняться нечем, можно улицу переименовать.

В результате протестов власти отложили решение о переименовании улиц. Глава администрации города Сергей Манаков написал:

"Сейчас нет другого правильного выхода из ситуации противоборства с жителями Тарусы...
Мы благодарны всем кто высказал мнение в поддержку или с критикой, главное, что каждый проявил свою гражданскую позицию...
И мы не должны быть равнодушными к их мнениям. Именно этим обусловлено мое решение дать возможность жителям города Тарусы обсудить новые названия улиц в течении года и после этого приступить к реализации принятого депутатами решения".

XS
SM
MD
LG