Апелляционный военный суд 2 февраля отклонил апелляционную жалобу журналистки из Пскова Светланы Прокопьевой, которую приговорили к штрафу в 500 тысяч рублей по статье об оправдании терроризма. Об этом Север.Реалии рассказала сама Прокопьева.
Ранее Прокопьеву обвинили в публичном оправдании терроризма из-за рассуждений о причине взрыва в ФСБ Архангельска, который устроил 17-летний Михаил Жлобицкий, сам ставший его единственной жертвой. Обвинение требовало для Прокопьевой 6,5 лет колонии и запрет в течение четырех лет заниматься журналистикой. Суд признал Прокопьеву виновной и оштрафовал на 500 тысяч рублей.
Защита Прокопьевой подала ходатайство об исключении из дела экспертизы Ольги Якоцуц, которая обнаружила в публикации журналистки признаки оправдания терроризма. Адвокаты посчитали ее недопустимым доказательством, так как экспертиза содержала нарушения, например, была представлена на подложном бланке. Суд отказал. При этом он приобщил решение псковского городского и областного судов по иску Якоцуц о защите чести достоинства к Прокопьевой.
Прокурор на заседании заявил суду, что Прокопьева является "рупором Запада", так как сотрудничает с иностранными СМИ.
"Статья преследует цель формировать у аудитории негативное отношение к представителям правоохранительных органов и разжигать протестные настроения. Я был не знаком с творчеством Прокопьевой до этого материала, но уверен, что она и до этого писала в этом духе, к этому привыкли ее коллеги, поэтому ничего такого в ее опусе не заметили. Но хочу заметить, что конкретно в этом случае она преступила не только моральные рамки, но и рамки закона", – сказал прокурор.
Он уточнил, что журналистка сравнивала Жлобицкого с народовольцем и борцом за свободу, по его мнению, ни в одной стране Запада ей не позволили бы создавать для террориста положительный образ.
Адвокат Центра защиты прав СМИ Тумас Мисакян во время прений призвал суд оценить высказывания журналистки непредвзято. "Если бы суд провел такой анализ, попытался бы сам выделить какие-то спорные высказывания и не стал бы полностью полагаться на выводы экспертов, квалификация и непредвзятость которых вызывает серьезные сомнения, то он бы увидел, что в тексте колонки Светланы Прокопьевой нет никаких высказываний, которые бы содержали признаки оправдания или пропаганды терроризма. И проведя такой анализ суд бы увидел, что говорится в этом тексте, собственно, не о теракте, а о причинах теракта. Причинах, которые подтолкнули подростка к самоподрыву. Суд бы увидел, что там несомненно есть обоснованная критика властей по поводу нарушения прав и свобод граждан, критика властей в связи с подавлением легальной протестной активности граждан. А также то, что в этом тексте и действия этого подростка, и он сам однозначно оцениваются негативно, что также исключает наличие признаков оправдания терроризма”.
"То, что меня удивило, так это то, что прокурор фактически признал, что это политическое дело, и наказать меня надо не за то, что в моем тексте есть пропаганда терроризма, а за то, что я представляю какие-то неправильные СМИ и выражаю неправильные взгляды. Он говорит: кто-то в соцсетях называл Жлобицкого героем и за это заслуженно поплатился, а Прокопьева просто более витиевато рассуждала. По сути он даже не спорил, что никакого фактического оправдания терроризма не было. Он говорил про рупор Запада. Такого каминаута от нашей прокуратуры я еще не видела", – прокомментировала Светлана Прокопьева.
- В защиту Прокопьевой выступили международные правозащитные и журналистские организации, российские политики и гражданские активисты.
- Эксперт по делу Прокопьевой Ольга Якоцуц хотела взыскать с журналистки полмиллиона рублей из-за поста в фейсбуке, который, по мнению Якоцуц, порочит её деловую репутацию. В августе городской суд отказал эксперту в иске, а затем отклонил апелляцию.
- Светлана Прокопьева стала одной из "Женщин года" по версии журнала Glamour.