Ссылки для упрощенного доступа

Убрать мертвых коммунистов. Польская "кладбищенская реформа"


Вход на воинское кладбище Повонзки в Варшаве
Вход на воинское кладбище Повонзки в Варшаве

В Польше заговорили о "декоммунизации" воинского кладбища Повонзки в Варшаве. Бывший министр обороны, член правящей консервативной партии "Право и справедливость" Антони Мацеревич на днях в интервью общественному радио Polskie Radio 24 заявил о необходимости передать кладбище, которым на данный момент распоряжается город, правительству. В этом случае оттуда могут убрать могилы спорных деятелей польской истории – и добавить другие, не менее спорные.

"Я убежден, что правительству удастся решить этот вопрос. Речь идет о том, чтобы Повонзки-Войскове стали общенациональным достоянием, а не собственностью города, который в зависимости от политической конъюнктуры принимает те или иные решения. Сегодня столичная мэрия усложняет решение этого вопроса, а также строительство большого некрополя "проклятых солдат", что просто необходимо", – сказал Антони Мацеревич.

Однако не все польские политики разделяют его взгляды. Сенатор Вадим Тышкевич резко высказался об этой идее: "Этого господина (Мацеревича. – РС) ждет либо прокурор – за его танец на гробах за государственные деньги, либо психиатрическая больница со строгим режимом. Параноидная шизофрения, кажется, лечится, хотя не знаю, не поздно ли в данном случае".

Министерство национальной обороны ответило на запрос телеканала Polsat касательно данной инициативы. В заявлении сказано, что ведомство не работает над тем, чтобы стать собственником кладбища Повонзки-Войскове.

"Декоммунизация" Берута и Гомулки

Повонзки – один из самых старых и известных некрополей в Польше. Там похоронены участники Варшавского восстания. 1 августа каждого года поляки приходят с цветами к их могилам. Также там покоятся известные писатели, композиторы и музыканты. В сталинское время на окраинах кладбища тайно хоронили убитых коммунистическими спецслужбами солдат Армии Крайовой и послевоенного антикоммунистического подполья. Сейчас на Повонзках хоронят политических или культурных деятелей, которые внесли свой вклад в развитие страны. В каком-то смысле это аналог Новодевичьего кладбища в Москве.

Могила Болеслава Берута на кладбище Повонзки
Могила Болеслава Берута на кладбище Повонзки

Однако на том же кладбище похоронены и "спорные фигуры", как их называют сторонники правящей партии. 12 марта в правоконсервативном еженедельнике Sieci была опубликована статья журналиста Тадеуша Плужаньского, председателя фонда Łączka, который занимается популяризацией памяти о "проклятых солдатах. В ней он перечислил фамилии умерших, чьи останки стоило бы, по его мнению, убрать с Повонзок. Речь идет, в частности, о лидере польских коммунистов в 1956–1970 годах Владиславе Гомулке, генерал-полковнике Красной армии Кароле Сверчевском и о "так называемом президенте, а на самом деле убийце "проклятых солдат", который подписал им сотни смертных приговоров" – Болеславе Беруте, коммунистическом руководителе Польши в первое послевоенное десятилетие.

Главная цель, которую в данном случае преследует ПиС, – на символическом уровне утвердить определенный взгляд на польскую историю

Кроме того, на Повонзках похоронены функционеры сталинского аппарата террора. Тадеуш Плужаньский упоминает шефа госбезопасности ПНР Станислава Радкевича и его заместителя Романа Ромковского, а также судью Юзефа Бадецкого, который вынес обвинительный приговор ротмистру Витольду Пилецкому – легендарному герою сопротивления вначале нацистам, а затем коммунистам. На Повонзках похоронен также генерал Войцех Ярузельский, бывший глава Польской Народной Республики и первый президент посткоммунистической Польши.

Однако предложение убрать коммунистов с Повонзок встретило и резкие возражения. Вот некоторые аргументы его противников.

  • Рафал Панковский, сооснователь ассоциации "Никогда больше", профессор Collegium Civitas: "Cама символика кладбища подводит нас к тому, что там не может быть конфликта, там все равны. Повонзки символическим образом объединяют разные стороны политических конфликтов, которые имели место в Польше".
  • Рафал Тшасковский, мэр Варшавы, бывший кандидат в президенты Польши от оппозиционной Гражданской коалиции: "Польское правительство ухаживает за военными могилами, в которых покоятся солдаты всех армий. Никому не приходило в голову ставить это под вопрос. Даже захватчики не уничтожали кладбища и могилы умерших, которые боролись против них. […] Я понимаю, что "Право и справедливость" намерено проводить свою политику и на кладбище".
  • Павел Махцевич, профессор Института политических исследования Польской академии наук, бывший директор Музея Второй мировой войны в Гданьске: "В христианской традиции перезахоронение умерших – это нарушение определенного культурного и религиозного табу. Их нужно оставить в покое независимо от того, что они совершили за свою жизнь. Это не то же самое, что демонтаж памятников или изменение названия улиц. Памятники, например, Болеславу Беруту были устранены с публичного пространства. Однако в данной ситуации мы имеем дело с его могилой. Это очень радикальное действие. Я думаю, что если правящая партия будет стараться навязать эту идею, то это вызовет протесты".

Вместо пандемии – о кладбище

Согласно предложению Тадеуша Плужаньского, могилы деятелей ПНР можно было бы перенести на коммунальное кладбище. Другой вопрос, кто в результате должен будет принимать решение о том, чьи могилы оставить, а чьи останки следует перезахоронить. Правящая партия в лице Антони Мацеревича заговорила о "национализации" кладбища.

"Главная цель, которую в данном случае преследует ПиС, – на символическом уровне утвердить определенный взгляд на польскую историю. Речь идет об устранении из нее коммунистических или левых периодов и деятелей", – подчеркивает профессор Рафал Панковский из ассоциации "Никогда больше". Он напоминает также, что правящая партия намеревается построить в Повонзках мавзолей "проклятых солдат". В польском обществе, однако, не сформировалось единое мнение об их борьбе, в ходе которой нередко страдало и мирное население.

Группа польских "проклятых солдат" – участников послевоенного антикоммунистического сопротивления, 1947
Группа польских "проклятых солдат" – участников послевоенного антикоммунистического сопротивления, 1947

"С момента прихода к власти партия "Право и справедливость" выбрала конфронтационную модель политики. Они не считаются с мнениями людей, чьи убеждения противоречат их собственным, – говорит профессор Павел Махцевич. – Оппозицию и инакомыслящих исключают из того, что мы подразумеваем под национальным сообществом. Очень часто это происходит посредством "силовых" решений. Примером тому может послужить другое очень важное для поляков и польской истории место – полуостров Вестерплатте. 1 сентября 1939 года немцы напали на польских солдат, которые там дислоцировались. Оборона Вестерплатте, которая продолжалась семь дней, стала частью польского нарратива о борьбе за независимость. Между администрацией Гданьска и правящей партией разгорелся спор о том, как следует увековечить оборону Вестерплатте, как должен выглядеть музей на полуострове. Вместо диалога и поиска компромисса правительство лишило город этой территории и перевело ее в свою собственность". Городские власти обращались в суд, чтобы заблокировать передачу Вестерплатте, но это не принесло результата.

Власти ищут своего рода игрища, которые бы отвлекли внимание общественности от реальных проблем

Как отмечает профессор Махцевич, "национализация" Повонзок вызвала бы бурную дискуссию, потому что речь идет о кладбище. Однако пандемия COVID-19 может все упростить, поскольку протесты были бы не такими массовыми, как можно было бы ожидать. "Можно предположить, что "Право и справедливость", теряя популярность из-за того, что не справляется с пандемией, ищет символические темы, своего рода игрища, которые бы отвлекли внимание общественности от реальных проблем", – отмечает Павел Махцевич.

Об "очищении" Повонзок от коммунистов в Польше говорят не впервые. В 2020 году к "декоммунизации" кладбища призывал глава Управления по вопросам ветеранов и репрессированных лиц Ян Юзеф Каспшик. Комментаторы подчеркивают, что, скорее всего, эта тема будет возвращаться снова и снова, когда правительству нужно будет отвлечь внимание от текущих политических проблем.

Автор – корреспондент русской редакции Польского радио, специально для Радио Свобода

XS
SM
MD
LG