Сразу 80 тысяч россиян прибыли в родную гавань стадиона "Лужники", чтобы отметить праздник воссоединения Крыма с Россией. Говорят, что московский праздник получился куда более масштабным, чем собственно крымский. Среди выступивших на "звездном" концерте оказался Владимир Путин. Сразу после него свою песню исполнил другой любимец преимущественно российских женщин, Стас Михайлов. Энтузиазм, который владел публикой, казался вполне искренним. О сегодняшних "крымских" настроениях россиян – редактор отдела политики "Новой газеты" Кирилл Мартынов и автор проекта Global Wave Ярослав Старухин, который оказался зрителем патриотического концерта. Ведет программу "Лицом к событию" Елена Рыковцева. А вы празднуете день воссоединения Крыма с Россией?
Видеоверсия программы
Елена Рыковцева: Мы начнем с кадров мероприятия глобального, масштабного, которое случилось вчера.
Елена Рыковцева: Так ведущие ВГТРК поднимали настроение всем, кто был в зале. Это был стадион "Лужники", почти 80 тысяч человек туда пришло. Как это было, мы не очень хорошо знаем, потому что все было настолько срочно организовано, что мы даже камеру не успели послать. Но с нами человек, который там был с самого начала, который знает, как это все было устроено, – Ярослав Старухин, идеолог движения Global Wave. Как я понимаю, вы ищете какие-то новые современные политические веяния?
Ярослав Старухин: Сегодня это называется "социальный инжиниринг". Проработав много лет в органах государственной власти, увидев, как некие таинственные силы как будто бы манипулируют по всей планете, я столкнулся с учеными, которые показали возможный выход, прийти практически в рай, как любят говорить аллегорично президенты разных стран, что всю нашу государственную машину мы направим на то, чтобы повысить качество жизни каждого человека. В 2007 году звонил в секретариат Радио Свобода, проинформировал, что на Марше несогласных я устрою перфоманс, где один из жителей планеты Земля привлечет внимание средств массовой информации, что наука может вывести нас из кризиса капиталистического, мировоззренческого и создать предпосылки для перехода цивилизации на новый виток развития. Я утверждал тогда, что Путин знает об этих технологиях и Россия лидирует в фундаментальных исследованиях.
Елена Рыковцева: Вы зачем на Свободу звонили? Вы бы пошли сразу и участвовали в этом марше как гражданин мира.
Ярослав Старухин: Я так и сделал. Видео записано, сценарные заявки нарисованы. На сегодняшний день снято более 15 тысяч видеосюжетов, фиксирующих интеллектуальную собственность людей, которые уже ушли и не могут за себя постоять. Я выполнил роль некоего общественного менеджера, позволяющего зафиксировать интеллектуальный вклад того или иного человека в развитие цивилизации.
Елена Рыковцева: Это очень интересно. Вы попытались вчера вечером в "Лужниках" зафиксировать вклад в интеллектуальное развитие цивилизации 80 тысяч человек. Вы были одним из тех, кто пришел туда. Пожалуйста, расскажите, как вы об этом узнали, где вы получили пригласительный?
Ярослав Старухин: Идеи, о которых я говорю, привлекают внимание небольшого количества людей, которые обладают многой информацией, в том числе связанной с патриотическими силами. Одно время у нас была студия в помещении, где находится Национально-освободительное движение товарища Федорова. Мне раздался звонок от моего товарища по патриотическому движению, он меня проинформировал, что Федоров лично приглашал, все могут приходить. Попросили заполнить анкету, потом позвонили, сказали, что либо на месте можете оформить, либо вас пустят так. На входе мы продемонстрировали свои журналистские удостоверения, и нас пропустили.
Елена Рыковцева: Потом вы вели стрим, я его видела, поэтому с удовольствием вас пригласила в наш эфир. Вы сказали слово "анкета". Что вы должны были указать в анкете, чтобы получить приглашение на этот концерт?
Ярослав Старухин: Поскольку у меня в жизни был период, когда я проводил собеседования, приглашал людей, организовывал разные мероприятия и так далее, там были абсолютно простые вопросы: фамилия, имя, отчество, страница в социальной сети, фотография. Первичная анкета, позволяющая идентифицировать человека, хотя бы первично пробить по признакам нарушения правопорядка, поскольку электронные базы данных это позволяют сделать.
Елена Рыковцева: То есть на этом концерте были люди проверенные, надежные, от которых не нужно было бы ожидать каких-то сюрпризов.
Ярослав Старухин: Это в случае, если у вас нет пригласительного. Я не знаю, как другие люди туда приходили, но я видел в руках других людей красивые пригласительные конверты.
Елена Рыковцева: Про пригласительные мы знаем, потому что их раздавали в каких-то профсоюзных организациях, вузах. Вы заходите, вы показываете кадры, как идут люди, как они проходят мимо охраны – это все совершенно типично для любого мероприятия. Ждали ли вы, что выступит президент в ходе этого концерта?
Ярослав Старухин: Я был абсолютно убежден, что рано или поздно это произойдет. Я настолько часто снимаю президента, как он движется в кортеже, я отслеживаю, где он выступает, анализирую его речи. Происходит некое сближение. Когда шло мероприятие, я понял, что по драматургии, то, что происходило, кто выступал, как выступил Собянин, как он уходил, было понятно, что через некоторое время готовили площадку, держали зал для первого лица. Это было прогнозируемо однозначно. Казалось бы, проходной сюжет – присоединение Крыма, встреча на концерте, но прозвучало самое главное, фундаментальное – это конкурентные преимущества. Он это произнес. Это те слова, которые слышит очень малое количество людей, но от которых зависит принятие решений. Поэтому я очень рад, что сделал этот сюжет.
Елена Рыковцева: Если говорить о вас лично, то вы, придя на концерт, не очень, видимо, интересовались содержанием этого концерта, а услышали речь Владимира Путина и вычленили из нее для себя самое главное. А весь этот антураж, песни и пляски – это вас уже интересовало меньше.
Ярослав Старухин: Это технологический регламент любого крупного мероприятия, в организации, реализации, сопровождении от и до я принимал участие. Поэтому для меня это все рутинные процессы. Важно, что произносит первое лицо, какой месседж он посылает нашим братьям по планете Земля. Речь была цивилизационной, поскольку Путин озвучил, что рассматривает всех соседей вокруг как братьев – это единая семья, семья народов.
Елена Рыковцева: Да, тема братьев известна, дело в том, что братья не всегда соглашаются считать себя братьями, и очень их это иногда обижает, что Владимир Путин записывает в братьев тех, кто уже давно отпочковался от этого братства. Вы согласны, хотя этот антураж не играет такой существенной роли, но подавляющее количество молодежи все-таки на концерт шло тоже, концерт людей интересовал, Путин не анонсировался? Вы как профессионал понимаете, что он выступит, вы видите, что какая-то подготовка идет. Но те молодые люди, которые шли, они шли все-таки послушать музыку. Согласны?
Ярослав Старухин: Абсолютно нет. Потому что это мероприятие не впервые проводится. Я принимал участие в таком же мероприятии несколько лет назад на Васильевском спуске, вместе с нодовцами шагал. Там были люди, которые понимают риторику Владимира Владимировича. Все то, что говорил Владимир Владимирович, они одобряли. Это были осознанные люди, которые слышали, о чем говорит человек, который стоит на трибуне.
Елена Рыковцева: У меня нет ни малейшего сомнения, что нашелся хоть один, кто не одобрял. Я к тому, что они же этого не ожидали, как вы. Им сказали, что будет концерт звезд, посвященный воссоединению Крыма и России.
Ярослав Старухин: Если поразмыслить, здесь может наблюдаться некий алогизм. Если бы мы с вами разговаривали пару лет назад, меня ничего не покоробило бы в ваших словах. Но поскольку пандемия, поскольку только что арестовали 200 депутатов региональных собраний, которые каким-то образом связаны со Свободой, ЦРУ, оговорился по Фрейду, Конгрессом. По всей планете пандемия, в огромном количестве государств чрезвычайно жесточайшие нормы за несоблюдение масочного режима. Яшин подал сейчас иск к правительству Москвы о нарушении. Послушаем, что ответит Кремль. Мне видится, что через этот символичный концерт был послан месседж всему мировому сообществу, что пора объединяться.
Елена Рыковцева: Я все-таки как человек практический вернусь к самому действу, на которое людей пригласили как на праздник. Мы посмотрим сюжет о том, как этот праздник проходил и кто друг за другом выступал.
Елена Рыковцева: Ярослав, чисто эмоционально вы подтверждаете, что это было радостно, что это было с энтузиазмом, что подхватывалось каждым?
Ярослав Старухин: Сто процентов однозначно. Кто может сомневаться? Эти политические споры, туда-сюда. Есть интернет, сейчас же свобода. Если у граждан Крыма есть огромное недовольство российскими властями, они могут это все отобразить сейчас в соцсетях массово. Поэтому я здесь не вижу никакой ангажированности, все абсолютно искренне, понимая, что Россия несет мир и процветание.
Елена Рыковцева: С нами редактор отдела политики "Новой газеты" Кирилл Мартынов. Все-таки природа этого энтузиазма. У меня нет сомнений, что люди, которых мы сейчас видели, радовались искренне. Но я очень хорошо знаю, что другие люди, которые живут в Украине, например, может быть, немногие, которые в России, удивляются этому энтузиазму. Они смотрят эти кадры и говорят: а чему они радуются, почему они так радуются тому, что они украли? Вы в этот энтузиазм верите, в ту радость, с которой люди встречают этот праздник?
Кирилл Мартынов: Я верю в то, что у молодых людей очень давно не было возможности ходить на концерты на стадионы, тем более делать это бесплатно, тем более делать это явно без ограничительных мер, сидеть вплотную друг к другу, петь, приплясывать, размахивать руками, никто тебя не спрашивает, где твоя маска. Короче говоря, просто совершенно какая-то другая жизнь. В честь Крыма, видимо, российские власти локально отменили коронавирус. Все уже сказали, что оппозицию гоняют за "санитарное дело", не совсем понятно, в чем оно состоит, здесь все наоборот, здесь как раз можно. Я немного поизучал вопрос, я знаю примерно, кто те люди, которые набили собой "Лужники". В данном случае это была очень удачная спецоперация властей, потому что студенты маленьких университетов, не Высшей школы экономики, не МГУ, им сказали: парень, на концерт хочешь? Вообще ничего не надо делать. Вот примерно, что будет на концерте, про Крым ни слова, конечно. Мы тебе дадим билет, ты просто приходи, и все будет хорошо, с друзьями проведешь время, все будет замечательно.
Елена Рыковцева: Даже если бы ему сказали про Крым, он бы и не возражал тоже, никак бы его это не оттолкнуло.
Кирилл Мартынов: Я думаю, там в билетах было написано, чему посвящен концерт. Но оповещение шло аполитичное, внеполитичное. Представьте себе, вам 17 лет, полтора года, год уж точно, у вас проблемы с тем, чтобы участвовать в массовых мероприятиях, веселиться и так далее – это значительная часть вашей сознательной жизни. И тут все кончилось, такое чудо было явлено людям, что, оказывается, можно вполне собираться на стадион, и вроде как ничего страшного не происходит.
Елена Рыковцева: Между прочим, с бонусом в виде президента, потому что президент тоже на дороге не валяется, каждый день ты его не увидишь.
Кирилл Мартынов: Безусловно, я тоже думаю, что для молодых людей, которые каждый день про политику не рефлексируют, для них посмотреть на живого президента – это тоже интересный опыт. Поэтому единственное, что здесь проблема, вижу две проблемы. Первая проблема: как это вообще связано с Крымом? На мой взгляд, никак, просто бесплатное массовое мероприятие для молодых людей не из самых элитных университетов, у которых мало развлечений в жизни. Во-вторых, конечно, с врачами немножко тревожная ситуация или, я бы даже сказал, подлая ситуация, потому что одновременно благодарить врачей за их работу и одновременно собирать 80 тысяч без масок как-то не очень хорошо. Я думаю, что не все врачи благодарны артистам и организаторам этого концерта за добрые слова в их адрес с этой сцены.
Елена Рыковцева: Конечно, это по совпадению происходит в день, когда суды продлевают домашние аресты участникам этого "санитарного дела", их посадили до 21 марта, теперь продлили до 23 июня. Давайте посмотрим сюжет, как собирался этот форум.
Елена Рыковцева: Как-то по ощущениям в Крыму не так празднично, как в Москве, все это было оформлено. Может быть, потому что они беднее там и не могут себе позволить таких массовых.
Кирилл Мартынов: Мне кажется, важно было картинку сделать более-менее симпатичную. Если вынести за скобки эпидемиологический фактор, картинка такая симпатичная, много молодых лиц, много флагов. Поразительно, что эта эстетика как будто Крым вчера присоединился, как будто это 2015 год, мы вернулись немного в машине времени, во-первых, в доковидную эпоху, во-вторых, в эпоху патетики: ура, какое счастье, что наша жизнь никогда не будет прежней. Удивительно, что российские власти, они как-то потолкались в разные стороны, но они ни одного нового слова не смогли за 7 лет придумать. То есть мы остались навечно в этом историческом зазоре между 2014 и 2015 годом.
Елена Рыковцева: По эмоциям они примерно те же самые. Мы сегодня из спортивного интереса или из социологического интереса сделали опрос с точно таким же вопросом, который мы задавали два года назад. Давайте мы посмотрим сегодняшний опрос, а потом покажем вам опрос, который был два года назад, вы тоже увидите, что особой разницы нет.
Елена Рыковцева: Зачем этим людям Владимир Путин читал какую-то лекцию? Им же все понятно. Он читал большую историческую лекцию о том, что Крым, конечно, наш, на этом стадионе. Зачем он отнимал время у Стаса Михайлова, который шел вслед за ним?
Кирилл Мартынов: Мне кажется, это было политическое заклинание, которое объясняет, что Путин делает в Кремле, что он делает на этой сцене, почему мы здесь все собрались, почему он не собирается никогда никуда уходить и так далее. Это такой же ритуал, как ритуал 9 мая, который окончательно оформился в такую путинскую эпоху, в нынешний парадный макабр с ракетным вооружением, с прочими девайсами ежегодно. Это, мне кажется, известная особенность позднего путинизма, которая предполагает, что при полном отсутствии даже какого-то намека на разговор о будущем, мы невероятно горды нашим прошлым. Мы горды седой стариной, Х веком, где на самом деле мало чем можно гордиться просто потому, что все было, видимо, не так, как мы привыкли думать, глядя на исторические фильмы, в основном это мифы какие-то нашего собственного восприятия о тех далеких эпохах. Так же мы гордимся событиями середины ХХ века трагическими, так же мы гордимся недавней нашей историей. Собирая все это вместе, собирая такого монстра из князя Владимира святого, генерала Жукова, если не товарища Сталина, и присоединения Крыма, мы можем объяснить, в чем смысл существования нынешней власти. Это такой исторический пластилин, из которого лепится постоянно фигурка Путина, который сидит на Кремле и который намертво туда прилип. Никакого завтра в этой конструкции в принципе нет. Я в лекциях Владимира Путина по истории вижу, что, ребята, будущего у вас не будет, даже не надейтесь, у вас будет страна великих историков, а главный великий историк – это наш президент.
Елена Рыковцева: Несколько политологов предположили, что Владимир Путин появился там не потому, что это было запланировано заранее, а потому что эта фраза Байдена подтолкнула его к этому. За несколько часов до этого мероприятия было интервью известное президента США, в котором он высказался нелицеприятно о Владимире Путине. В кулуарах "Лужников" его отловил корреспондент, который задал ему этот вопрос. Мы сейчас посмотрим, что он ответил.
После этого в эфир звонили наши зрители и рассказывали, праздник ли это для них – присоединение Крыма к России. Продолжение эфира смотрите на ВИДЕО