Ссылки для упрощенного доступа

"Не могу дышать". Дело об убийстве полицейским дошло до суда


Граффити с изображением Джорджа Флойда в городе Портленд, штат Орегон. Надпись: "Я не могу дышать"
Граффити с изображением Джорджа Флойда в городе Портленд, штат Орегон. Надпись: "Я не могу дышать"

В Миннеаполисе, штат Миннесота, начинается судебный процесс по делу бывшего полицейского Дерека Шовина. Он обвиняется в убийстве афроамериканца Джорджа Флойда, вызвавшем взрыв возмущения по всей стране. В ожидании возможных новых беспорядков город превратил здание суда и прилегающие кварталы в осажденную крепость.

Вечером в понедельник, 25 мая, прошлого года (в Америке этот день был выходным по случаю Дня поминовения) полицейский патруль в Миннеаполисе прибыл по вызову продавца лавки мелочей, который пожаловался, что покупатель расплатился за пачку сигарет фальшивой 20-долларовой купюрой. Этим покупателем и был Флойд. Купюра была так грубо сделана, что на пальцах продавца осталась краска. Продавец-подросток не решился спорить с 46-летним мужчиной ростом под два метра и весом в сто килограммов. К тому же ему показалось, что Флойд не в себе, в состоянии то ли алкогольного, то ли наркотического опьянения.

На Флойда надели наручники, но, когда его посадили в полицейскую машину, он упирался, не убирал внутрь ноги, ссылаясь на клаустрофобию, а также предупредил, что у него коронавирус (это впоследствии подтвердилось). "Убери ноги, и я открою окно", – говорил старший патруля Томас Лейн. Но Флойд повторял одно и то же: ковид, клаустрофобия, "трудно дышать", "умру", "не стреляй в меня". Потом стал просить, чтобы ему дали полежать на земле, чтобы отдышаться.

К первому патрулю вскоре добавился второй. Старший второго патруля Дерек Шовин быстро взял инициативу в свои руки. Флойд был положен на асфальт лицом вниз, Шовин наступил ему коленом на шею и навалился всем своим весом. Двое других полицейских, Лейн и Кинг, помогали ему удерживать Флойда. Напарник Шовина Тоу Тао стоял рядом, наблюдая за происходящим. На видеозаписях, сделанных случайными прохожими, слышно, как Флойд кричит, что не может дышать, и зовет маму.

Несмотря на призывы сторонних наблюдателей, Шовин не снимал колено с шеи Флойда почти девять минут, из них около трех минут – после того, как задержанный перестал подавать признаки жизни. Вызванная патрулем скорая помощь увезла Флойда в больницу, где он скончался, не приходя в сознание.

Записи смартфонов стремительно распространились по соцсетям. Уличные беспорядки начались по всей стране.

Все четверо полицейских, участвовавших в происшествии, уже на следующий день были отстранены от несения службы, а потом и уволены. А спустя еще три дня Майк Фримен, прокурор графства Хеннепин, на территории которого произошло убийство, созвал пресс-конференцию.

– Я здесь для того, чтобы сообщить, что бывший офицер полиции Миннеаполиса Дерек Шовин находится под стражей. Прокуратура округа Хеннепин обвиняет бывшего офицера полиции Миннеаполиса Дерека Шовина в убийстве и непредумышленном убийстве. Вопросы?

Каком именно убийстве?

– Ему предъявлено обвинение в убийстве третьей степени. Мы продолжаем изучать доказательства. Позже могут последовать дополнительные обвинения.

Бывшие полицейские Дерек Шовин, Тоу Тао, Александр Куенг и Томас Кирнан. Фотография предоставлена тюрьмой округа Хеннепин
Бывшие полицейские Дерек Шовин, Тоу Тао, Александр Куенг и Томас Кирнан. Фотография предоставлена тюрьмой округа Хеннепин

Убийство третьей степени – это убийство по неосторожности. Майк Фримен – единственный в Миннесоте прокурор, который сумел довести до приговора аналогичное дело против полицейского. Он прекрасно знает, как сложно в таких случаях доказывать злой умысел. У него просто не было оснований предъявлять обвинение в более тяжком преступлении: вскрытие не обнаружило "физических следов травматической асфиксии или удушения". По мнению судмедэкспертов, смерть Флойда стала следствием серьезных заболеваний, таких как "ишемическая болезнь сердца и гипертензивная кардиопатия". Токсикологический анализ показал наличие в крови покойного фентанила и метамфетамина. К делу приобщено показание главного судмедэксперта графства Эндрю Бейкера, в котором он заявляет, что, если бы Флойд был найден мертвым у себя дома, он, д-р Бейкер, заключил бы, что причиной смерти стала передозировка наркотика.

Более того. Сейчас уже известно, что Дерек Шовин был готов признать себя виновным в убийстве третьей степени и соглашался на лишение свободы сроком до 10 лет. Однако тогдашний министр юстиции США Уильям Барр отверг досудебную сделку, не без оснований полагая, что слишком легкое наказание приведет к новым беспорядкам.

Родственники покойного не согласились с выводами официальной экспертизы. Они обратились к независимым экспертам Майклу Бейдену и Алисии Уилсон. Они провели повторное вскрытие и назвали асфиксию единственной причиной смерти.

Майкл Бейден объяснил этот вывод на пресс-конференции 1 июня.

Вскрытие показывает, что у г-на Флойда не было существенных медицинских проблем, которые могли бы привести или стать одной из причин его смерти. Это подтверждается информацией, которую д-ру Уилсон и мне предоставила его семья. Состояние его здоровья было хорошим. Компрессионное сжатие его шеи и спины не было обнаружено при вскрытии, потому что сжатие прекратилось к тому моменту, когда тело было доставлено в офис судмедэксперта. Причиной смерти, по моему мнению, стала асфиксия вследствие компрессии шеи, которая могла препятствовать притоку крови и кислорода в мозг, а компрессия спины мешала дышать. Когда он говорил: "Я не могу дышать..." К несчастью, многие сотрудники полиции имеют ложное представление, что если человек может говорить, он может и дышать. Это не так. Я вот говорю, но не дышу сейчас перед вами.

Уже 3 июня генеральный прокурор штата Кейт Эллисон объявил о переквалификации обвинения на более тяжкую статью и о том, что теперь не Майк Фримен, а он лично ведет дело.

Во-первых, сегодня я направил в суд исправленное обвинительное заключение, которым бывшему офицеру полиции Миннеаполиса Дереку Шовину вменяется убийство второй степени в связи со смертью Джорджа Флойда. Я считаю, что имеющиеся у нас доказательства подтверждают более серьезное обвинение в убийстве второй степени. Мы проконсультировались друг с другом и пришли к согласию. Во-вторых, сегодня выписаны ордера на арест бывших офицеров полиции Миннеаполиса Джея Алекса Кинга, Томаса Лейна и Тоу Тао. Наконец, я хотел бы объявить, что сегодня прокурор округа Хеннепин Майкл Фриман и я подали в суд обвинительное заключение, в котором полицейским Кингу, Лейну и Тао вменяются пособничество и соучастие в убийстве второй степени, это тяжкое преступление. Я твердо верю, что эти шаги отвечают интересам справедливости в отношении г-на Флойда, его семьи, нашего сообщества и нашего государства.

Прокурора Эллисона попросили объяснить разницу между двумя составами преступления.

Семья Флойда, а также их адвокаты потребовали предъявления обвинения в убийстве первой степени. Вы решили предъявить убийство второй степени – непреднамеренное убийство в ходе совершения другого уголовного преступления. Вы можете объяснить, что означает это обвинение? Непреднамеренное убийство в отличие от умышленного убийства второй степени.

Согласно закону Миннесоты, для предъявления обвинения в убийстве первой степени необходимы преднамеренность и обдуманность. При убийстве второй степени необходимо намерение, результатом которого стала смерть. То есть виновный умышленно совершал преступление, и его результатом стала смерть, не обязательно являющаяся умыслом. Таков закон. Мы будем утверждать, что на Джорджа Флойда было совершено нападение, и это будет основным преступлением.

Тем временем семья Джорджа Флойда и поддерживающие ее активисты продолжали настаивать на том, что истинной причиной смерти стал расизм полицейских. 10 июня брат покойного Филониз Флойд выступил на слушаниях в нижней палате Конгресса.

Джордж звал на помощь, но его проигнорировали. Пожалуйста, прислушайтесь к призывам, с которыми я сейчас к вам обращаюсь, призывам нашей семьи и призывам, которые доносятся с улиц всего мира. Люди всех слоев общества, любого пола и расы объединились, чтобы потребовать перемен. Уважайте их, уважайте Джорджа и вносите необходимые изменения, которые сделают правоохранительные органы не проблемой, а ее решением. Привлекайте их к ответственности, когда они делают что-то неправильное. Научите их, что значит относиться к людям с сочувствием и уважением. Научите их, что такое необходимая сила. Научите их, что силу, способную убить, следует применять редко и только тогда, когда жизнь находится в опасности. В тот день Джордж никому не причинил вреда. Он не заслужил смерти за 20 долларов. Я спрашиваю вас: это и есть то, чего стоит темнокожий? 20 долларов?

11 сентября прошлого года состоялось заседание суда, на котором обсуждались различные процедурные вопросы. У здания суда собралось большое количество протестующих.

Обвиняемых, покидающих здание суда, толпа проводила гневными выкриками.

В тот же день семья Флойда и ее адвокаты во главе с Беном Крампом устроили пресс-конференцию, на которой возмущались попытками защиты бросить тень на покойного.

Мы только что присутствовали на очень эмоциональном слушании, где Джорджа Флойда пытались убить второй раз. Были сделаны всевозможные глупые утверждения, говорили, что он умер от передозировки наркотиков. Нет. Ну конечно. Восемь минут 46 секунд, в течение которых его шея была сдавлена коленом, не имеют никакого отношения к его смерти. Они пытаются сказать, что колено на его шее в течение восьми минут 46 секунд – это было оправдано. Они пытаются выдвинуть какую-то дурацкую теорию о передозировке. Я хочу, чтобы всем было ясно: единственная передозировка, которая убила Джорджа Флойда, – это передозировка чрезмерного применения силы, передозировка расизмом полицейского управления Миннеаполиса, штат Миннесота.

В октябре прошлого года судья Питер Кэхилл исключил из формулы обвинения более легкую статью исходя из того, что она поглощается более тяжкой. Однако обвинение обжаловало это решение. Логика прокуроров заключается в том, что, если не удастся убедить присяжных в виновности Шовина в убийстве второй степени, то есть надежда, что они вынесут обвинительный вердикт по убийству третьей степени. Апелляционный суд штата постановил, что обвиняемому следует инкриминировать обе статьи.

Родственники Джорджа Флойда, кроме того, подали гражданский иск властям города, и в марте этого года было достигнуто мировое соглашение. Миннеаполис согласился выплатить семье Флойда рекордную сумму 27 миллионов долларов – в качестве компенсации за его смерть. Адвокат семьи Бен Крамп не скрывал своего удовлетворения, объявляя об этом.

Для меня большая честь объявить, что семья Джорджа Флойда, наша команда юристов и также город Миннеаполис и его руководители пришли к соглашению по гражданскому иску в связи со смертью Джорджа Флойда. Это соглашение имеет историческое значение не только из-за выплаченных 27 миллионов долларов, но и вследствие эффекта, какой оно будет иметь на социальную справедливость, политические реформы и реформы полиции. Потому что финансовая компенсация самым непосредственным образом отразится на семье Джорджа Флойда, будущем этой семьи, а политические реформы касаются нас всех.

Полмиллиона из причитающейся суммы семья выделяет на благоустройство района, в котором произошел инцидент, в результате которого умер Джордж Флойд.

Исключительно скрупулезным был отбор присяжных. Из 300 человек в конце концов удалось отобрать 12 действительных и трех запасных членов жюри. В этом составе представлены белая, черная и смешанная расы.

Слушание, назначенное на понедельник, откроется вступительными речами обвинения и защиты. Затем начнется представление доказательств и допрос свидетелей. Стороны планируют вызвать в суд в общей сложности более 400 свидетелей, из них 362 человека – свидетели обвинения.

Начало процесса проходит в раскаленной атмосфере. Здание суда окружено заграждениями. Витрины близлежащих магазинов снова закрыты фанерой. В городе размещено 2000 национальных гвардейцев и 1100 сотрудников других силовых ведомств, не считая полицейских, для которых отменены все отпуска. Губернатор штата Тим Уолз предусмотрел в проекте бюджета на будущий финансовый год 35 миллионов долларов на покрытие расходов по обеспечению безопасности во время процесса Шовина.

Трех других полицейских будут судить каждого отдельно в августе. Их судьба во многом зависит от итогов процесса по делу Шовина.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG