Находящийся более года под стражей по делу о госизмене советник главы "Роскосмоса", бывший журналист "Коммерсанта" и "Ведомостей" Иван Сафронов написал статью о том, как следствие работает с подозреваемыми по "шпионским" делам. Текст статьи в газету "Ведомости" передали адвокаты журналиста.
В полдень по московскому времени колонка Сафронова перестала быть доступна на сайте "Ведомостей". Причины неизвестны. При попытке пройти по ссылке появляется сообщение об "ошибке 404". Затем стал недоступен сайт издания. Редакция "Ведомостей" сообщила о DDos-атаке. Позднее работа сайта возобновилась, но статья Сафронова так и не вернулась на сайт издания. Её опубликовал телекаканал "Дождь" с разрешения адвокатов.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что опубликованная в пятницу в "Ведомостях" колонка Сафронова включена в дайджест прессы для Владимира Путина, но какой-либо реакции на неё пока нет.
В статье Сафронов пишет, что дела о госизмене и шпионаже возбуждаются "в отношении конкретного лица, а не по факту утечки какой-либо информации за рубеж". Лефортовский суд Москвы при этом удовлетворяет все ходатайства о заключении подозреваемого под стражу и отправляет "зачастую напуганного и ничего не понимающего человека" в СИЗО, отметил он.
Подозреваемый фактически лишен возможности как-то защищаться. Адвокаты по назначению занимаются не юридической поддержкой, а описывают незавидное положение задержанного и предлагают ему подумать о заключении досудебного соглашения, пишет Сафронов.
"Изоляция от внешнего мира ломает человека и коверкает его психику – пугают неизвестность и непонимание происходящего. Оказавшись один на один с собой и своими мыслями, человек начинает верить во что угодно. В том числе – что он, возможно, действительно шпион, предатель Родины", – продолжает Сафронов.
Возбуждение одного уголовного дела против отдельно взятого человека – не самоцель для следователя, ему важнее построить "уголовную прогрессию", отмечает журналист. Для этого нужно, чтобы обвиняемый не только признал вину, но и дал показания на других людей в обмен на досудебное соглашение или, например, звонок близкому. "Я свой выбор, к слову, сделал – никаких сделок", – написал Сафронов.
Ранее стало известно, что следователь ФСБ Александр Чабан склонял Ивана Сафронова к признанию вины в обмен на звонок матери.
По словам журналиста, всего в год по шпионским статьям осуждается где-то до десяти человек, а в оперативной разработке находится, по меньшей мере, 50–70 подозреваемых. "И не суть важно, кто ты – чиновник, домохозяйка, продавщица, журналист, ученый. Подойдет любой, кто хоть каким-то образом контактировал с иностранцем. Любым", – пишет Сафронов.
- Иван Сафронов находится под стражей с 7 июля 2020 года. На момент задержания он работал советником главы "Роскосмоса", но дело о госизмене касается годов, когда Сафронов был журналистом. Следствие считает, что в 2017 году он передал чешской разведке секретные данные о военно-техническом сотрудничестве России в Африке и деятельности вооруженных сил России на Ближнем Востоке. Иван Сафронов свою вину не признает. Журналисту до сих пор не разъяснили суть предъявленных обвинений. Адвокаты Сафронова ожидают, что к концу лета завершится следствие.