С 28 октября в Москве будет введен локдаун на полторы недели: в городе будет остановлена работа почти всех предприятий сферы услуг, магазинов, государственных органов, в детских школах и садах объявляются каникулы. Аналогичные меры введут в Московской области и Санкт-Петербурге. Ранее из-за роста заболеваемости коронавирусной инфекцией президент Владимир Путин объявил в России нерабочую неделю с сохранением заработной платы и дал региональным властям право продлевать этот режим. Радио Свобода поговорило с экспертами о том, как эти меры повлияют на эпидемиологическую ситуацию и на состояние российского бизнеса.
Во время локдауна в Москве будут открыты только аптеки и магазины с товарами первой необходимости, рестораны и кафе смогут работать только на вынос и доставку. Театрам и музеям работать разрешили, но при условии заполняемости не больше чем на 50 процентов. В городе также будет запрещено проведение массовых мероприятий.
Аналогичные меры уже вводились мэром Москвы Сергеем Собяниным в начале пандемии, но тогда ограничения были более жесткими: жителям столицы разрешали покидать квартиру только для поездок на работу, для обращения за экстренной медицинской помощью, для покупок в ближайшем магазине или аптеке и для выноса мусора. Домашних животных разрешалось выгуливать не дальше чем в 100 метрах от дома, а для передвижения по городу нужно было получить QR-код. В этот раз москвичи смогут свободно передвигаться, только людям старше 60 лет и тем, кто имеет хронические заболевания, предписано соблюдать "домашний режим" до 25 февраля следующего года. Никаких общих ограничительных мер для регионов во время нерабочей недели нет. По мнению собеседников Радио Свобода, эти меры вряд ли смогут разорвать цепочки распространения заболевания.
"Ограничения не очень строгие, и период не очень длительный. Все в совокупности дает основания полагать, что эти меры не будут очень эффективными, – говорит доктор медицинских наук, профессор Высшей школы экономики Василий Власов. – В прошлый локдаун правила были жестче, но тогда можно было ссылаться на неэффективность набора мер, потому что еще мало было известно. Сегодня все-таки уже есть опыт жизни в пандемии в полтора года. И поэтому неэффективность набора мер просто удивительна. Я думаю, это связано с тем, что правительство категорически не хочет расставаться с деньгами, которые аккумулируются во внебюджетных фондах".
Как объяснил врач и эксперт лабораторной диагностики Александр Соловьев, чтобы прервать все цепочки распространения вируса, нужно вводить более серьезные ограничения и как минимум на три недели.
"Все зависит еще и от жесткости ограничительных мер, которые влияют на основное – на передачу коронавируса от одного человека к другому. То есть набор мер должен быть нацелен на разграничение людей, чтобы как можно сильнее была выражена социальная дистанция между людьми. Такой набор мер, по сути, сейчас введен только в Москве (на момент интервью еще не был объявлен локдаун в Санкт-Петербурге. – Прим. РС). Большинство субъектов достаточно мягко отреагировали на прошедшее совещание и на постановление президента.
Нужно помнить о том, что инкубационный период у людей, которые инфицируются сейчас штаммом "Дельта", сократился до 4–5 дней. При этом период выделения вируса в концентрациях, которые могут передаваться другим людям, длится до 21 дня. Это тот период, в течение которого инфицирующий человек может представлять опасность для других людей, может передавать вирус. Поэтому для полного разобщения нужно как минимум 21 день", – рассказал Соловьев.
В октябре этого года в России несколько раз подряд устанавливался новый максимум заражений и смертей от COVID-19 с начала пандемии. С 19 октября суточный прирост заболевших коронавирусной инфекцией в 85 регионах страны, включая аннексированный Крым, не опускался ниже 33 тысяч, а количество умерших превысило 1000 человек в сутки. 29 марта 2020 года, накануне введения жесткого карантина в Москве, в 26 регионах России было зафиксировано 270 новых случаев заражения коронавирусной инфекцией за сутки.
"Ситуация сегодня – самая плохая за эти полтора года, – говорит Василий Власов. – Такой плохой, как сейчас, она еще не была никогда. О вакцинации можно фактически забыть, потому что вакцинировано очень мало людей. Утверждать точно трудно, но принципиально ситуация плохая, потому что эпидемия распространилась по всем регионам России, чего не было, допустим, в марте-мае 2020 года. Сейчас эта инфекция есть везде – это первое. Второе – летом этого года наступило беспрецедентное послабление мер по предотвращению распространения инфекции. Люди практически перестали ограничивать свои контакты. И региональные правительства, и федеральное правительство всячески способствовали тому, чтобы люди считали, что эпидемия закончилась".
Из-за роста заболеваемости коронавирусной инфекцией увеличилась и нагрузка на медицинские учреждения, медицинских работников и морги. 22 октября в сети появилось видео, снятое в городе Иваново: у входа в городскую больницу на земле лежали десятки трупов в черных пакетах. Заведующая патологоанатомическим отделением больницы объяснила СМИ, что это произошло из-за увеличения количества смертей, связанных с коронавирусной инфекцией. Во время перевозки умерших одному из санитаров стало плохо, поэтому "разгружать фургон персоналу морга пришлось ограниченными силами, в том числе женскими".
"В медицинских учреждениях катастрофическая ситуация, – говорит Александр Соловьев. – Загруженность коечного фонда во многих субъектах превышает 90-процентный порог. И это при том условии, что в последние месяцы происходит непрерывное увеличение коечного фонда. Возникает потребность перевода под ковидные койки непрофильных коек: например, в целом ряде субъектов переводятся койки учебных заведений, они становятся ковидными госпиталями. Возникла необходимость существования ковидных роддомов. Это тоже очень серьезный фактор общего неблагополучия. Очень непростая ситуация с обеспечением кислородом в некоторых субъектах, потому что большое количество тяжелых больных. Это все находит свое отражение в высокой смертности. Такая же тяжелейшая ситуация наблюдается на всех уровнях оказания медицинской помощи – в амбулаторном звене, в скорой медицинской помощи. В некоторых субъектах она приводит к необходимости прекращения планового оказания медицинской помощи. Ряд субъектов ввел ограничения уже сейчас на оказание плановой медицинской помощи. Ситуация достаточно критическая".
В начале пандемии Владимир Путин также объявил нерабочую неделю, которая в итоге превратилась в нерабочие полтора месяца. Тогда некоторые россияне восприняли это объявление как возможность съездить во внеплановый отпуск – гендиректор туроператора "Дельфин" Сергей Ромашкин заявлял о трехкратном росте спроса на отели в Сочи и Крыму сразу после послания Путина, люди устраивали пикники и жарили шашлыки. В этом году после объявления нерабочей недели продажи туров в Турцию и на Мальдивы на эти даты выросли вдвое, в Египет – на 30%, заявили в пресс-службе Tez Tour "Известиям".
"Только сама по себе нерабочая неделя – это достаточно слабая по воздействию мера, – говорит Александр Соловьев. – Об этом говорила и вице-премьер Голикова, и глава Роспотребнадзора Попова, главный врач больницы в Коммунарке Денис Проценко, да и сам президент. Речь не идет только о том, что должна быть нерабочая неделя. Речь идет о гораздо более широком комплексе обязательных мер, которые должны быть усилены в этот период.
Если нет однозначного директивного посыла от региональных властей, от профессионалов, которые бы четко объяснили, что нужно максимально сократить свои социальные контакты и перемещения, то какая-то часть населения (я переживаю, что значительная) может воспринять нерабочую оплачиваемую неделю как время для свободного препровождения и активизирует свои социальные контакты в этот момент".
По словам Соловьева, дальнейшее развитие ситуации с коронавирусом будет зависеть от того, какие комплексы мер будут приняты в отдельных субъектах России – так как кроме нерабочей недели никаких общенациональных мер не было объявлено.
"Оттого, насколько адекватные меры будут введены в регионах, будет зависеть снижение заболеваемости в течение ближайших 2-3 недель. Если набор мер будет неадекватен, то снижения заболеваемости и улучшения ситуации не будет наблюдаться. Количество восприимчивых людей еще очень велико. Оно такое, что может еще достаточно долгий период времени, ближайший месяц-полтора как минимум, поддерживать очень высокий уровень инфицирования людей и, соответственно, продолжающиеся нагрузки на здравоохранение. Второй фактор, который влияет на ситуацию, – это сам вирус. Мы знаем уже сейчас о том, что распространяться начинает не только "Дельта", но и субтипы "Дельты". Мы знаем о том, что по предварительной информации они более трансмиссивны как минимум на 10–15 процентов, то есть они быстрее передаются, значит, быстрее достигаются и более высокие концентрации вируса. Следствием этого может быть и более быстрое наступление тяжелого течения заболевания. И от темпов распространения новых субтипов "Дельты" будет зависеть ситуация", – говорит Александр Соловьев.
В прошлом году карантин нанес серьезный удар по российскому бизнесу. В июне 2020 года аналитический центр НАФИ по просьбе Forbes провел опрос среди предпринимателей – 40% опрошенных приняли радикальное решение больше не заниматься бизнесом, треть недосчиталась поставщиков, три четверти — выручки. Совокупная прибыль российского бизнеса (крупных и средних предприятий) в марте-мае 2020 года обвалилась по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 67%, говорится в отчете международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
В этот раз после объявления нерабочей недели первый вице-премьер Андрей Белоусов предложил осуществить единовременную выплату грантов в объеме 1 МРОТ на одного сотрудника пострадавшего предприятия – минимальный размер оплаты труда на данный момент составляет 12 792 рублей. Также предлагается восстановить льготную программу кредитования бизнеса под 3% и увязать ее с сохранением численности работников на предприятиях.
"Безусловно, [эти меры скажутся на бизнесе] негативно, потому что фактически локдаун проводится за его счет – зарплату людям бизнес должен сохранять, – говорит доктор экономических наук, бывший министр экономики России Андрей Нечаев. – Вопрос в том, как долго это продлится. Если это неделя, тем более что часть дней были выходными изначально, то это может быть не так драматично. Если это, как год назад, затянется, тогда… Эксперты оценивают потери 2020 года примерно в 1 процент ВВП, но тогда он длился гораздо больше и был более жестким.
Льготные кредиты к этому совсем никакого отношения не имеют, потому что их все равно надо потом выплачивать, а если бизнес в это время стоит, то, соответственно, он никаких доходов не получает. Это же вопрос оценочный. Я и раньше говорил, что надо гораздо более активно поддерживать за счет бюджета малый и средний бизнес, как наиболее пострадавшие сектора".
26 марта 2020 года Владимир Путин встретился с представителями бизнеса, чтобы обсудить поддержку экономики в условиях эпидемии коронавирусной инфекции. Самым ярким моментом встречи, по оценке ряда изданий, стало выступление владелицы сети кафе "Андерсон" Анастасии Татуловой. Она начала свое выступление словами: "Если две недели назад я была средним бизнесом, то сейчас я микробизнес". Сейчас Татулова является общественным омбудсменом в сфере малого и среднего бизнеса – по ее мнению, поддержка предпринимателей во время локдауна должна быть более масштабной. За период простоя компании должны получить компенсацию официальных зарплат сотрудников, включая все налоги, которые платит работодатель с этих зарплат. Также необходимо дать возможность предпринимателям, которые понимают, что не справятся с карантином, расторгнуть договоры аренды без неустоек и снять часть налогов с арендодателей, чтобы дать возможность не платить аренду за простой. Татулова предлагает выдать всем пострадавшим отраслям и предприятиям, платившим налоги, долгосрочный беспроцентный кредит в сумме уплаченных ими налогов за 2020 или 2019 год. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, потери бизнеса (без учета непродовольственной торговли) от введения нерабочих дней оцениваются в 4 млрд рублей в сутки.