В российском плену находятся 403 женщины из Украины, часть из них – гражданские лица.
"Украинская сторона не раз предлагала России освободить женщин в первую очередь, в то же время представители страны-агрессора занимаются манипуляциями, в том числе обнародованием различных списков. Но за этим всем кроется нежелание продолжать обмены", – говорится в сообщении Координационного штаба по вопросам обращения с военнопленными.
Радио Свобода рассказывает о полицейской из Мариуполя, 24-летней Марьяне Чечелюк, которая была похищена и третий год удерживается в российском плену.
"Мила, Мила, когда Марьяна будет с нами? – спрашивает Наталья лохматую собачку, которая семенит рядом на поводке. – Как я мечтаю, что Марьяна с нами по дорожке пройдет". Рыжая Мила приехала в Швейцарию два года назад из Мариуполя. Она беженка, как и семья Чечелюк. Хозяйка Милы – Марьяна – третий год в российском плену.
– Вам на каком языке удобнее разговаривать?
– На русском. Как они могут говорить, что это их язык? Я с рождения на русском разговариваю, и мои дети тоже.
Наталье Чечелюк 44. Она из Украины, выросла в Мариуполе, выучилась на машинистку производственного крана, вышла замуж, родила и вырастила двух дочерей, двадцать лет проработала крановщицей на Мариупольском металлургическом комбинате имени Ильича.
– Когда первую вынашивала, постоянно кукурузные палочки грызла, – вспоминает Наталья. – Марьяна родилась 5 января 2000 года в 8:15. 2 килограмма 900 граммов, 52 сантиметра. Беспокойная была, спать не давала. Муж у меня хороший, всю ночь дитя "столбиком" на руках носит, даром что с утра ему на комбинат, он там электриком работал. В год Марьяну в ясли отдали, я тоже на работу в цех на кран вернулась.
В три ночи она пришла за Милой и говорит: "Вставайте, надо уезжать – война"
– Марьяне шесть было, Алина родилась, – продолжает отец семейства Виталий Чечелюк. – Известно, младенцу побольше внимания. А Марьяне обидно, нашкодит, стоит в углу. "Попроси прощения, скажи, что не будешь". А она: "Не скажу – буду!" – рано характер проявился. В школе – староста класса, на доске почета. Университет внутренних дел в Харькове, полиция в Мариуполе. С 2021-го она служила в звании лейтенанта следователем в райотделе городской полиции.
– В округе много бездомных животных было. В 2014-м Мариуполь при поддержке России два месяца был под сепаратистами. Когда батальон "Азов" освободил город, некоторые уезжали и бросали животных. Потом они еще и расплодились. Много бездомных собак жило у моря, трамвайного парка, дачного перекрестка Мухино, – продолжает Наталья. – Марьяна наготовит им еды, с утра отвезет, накормит. Так и Милу щенком подобрала. 24 февраля Мила у нас ночевала, потому что Марьяна была на дежурстве. В три ночи она пришла за Милой и говорит: "Вставайте, надо уезжать – война". Через час начались взрывы, задрожали окна.
Сначала думали, попугают и успокоятся, как восемь лет назад. Быстро пропали электричество, вода, газ. Обстрелы и бомбардировки загнали людей в подвалы, росло число раненых и убитых. Стреляли отовсюду, город оказался в окружении. Семья Чечелюк вместе с другими пряталась по подвалам, так они оказались вблизи металлургического комбината "Азовсталь". 25 марта Виталий пошел за водой к цистернам хлебокомбината, а Марьяна с 15-летней сестрой Алиной ловили неподалеку интернет, чтобы узнать новости. Когда начался обстрел, сестры побежали в укрытие к "Азовстали".
– Там под землей были коридоры, комнаты за железными дверями, – рассказывает Алина. – Было много гражданских, где десять, а где и сто человек в одном помещении. Военных я не видела, но знала, что от них нам приносили еду и воду. Там был интернет, Марьяна постоянно слушала новости, говорила, что Красный Крест и ООН организуют "зеленый коридор", чтобы вывести людей из "Азовстали". Наконец, объявили, что эвакуация начнется 1 мая. Другие боялись и не верили, а Марьяна сказала: "Идем!" И мы пошли 1 мая в 9 утра в числе первых.
Стою и понимаю – сейчас убьют – молюсь про себя
С завода выходили по мосту через речку Кальмиус. Было тихо, безлюдно, дорога под горку, что впереди – не видно. На проводах висели два украинских флага. Вскоре вдалеке замаячили автобусы, идем к ним с опаской. И вдруг к нам от автобусов побежали двое солдат с автоматами, по форме ясно – россияне. Мы остановились, Марьяна мне: "Плачь!" А у меня дыхание перехватило, стою и понимаю – сейчас убьют – молюсь про себя. А солдат кричит: "Замрите, там мины". Они провели нас мимо мин, получается жизнь нам спасли.
Нас посадили в автобус и объявили, что отвезут в Запорожье, которое под контролем Украины. Мы приободрились. Приехали к полудню, только не в Запорожье. Среди поля стоят большие палатки, навесы. Человек назвался представителем ООН и сказал: "Сейчас будет фильтрация, кому повезет, утром поедет в Запорожье". Оказалось, что это село Безыменное Донецкой области, которое под контролем России с 2014 года.
Из автобуса нас с Марьяной вызвали вместе. На допросе она сидела за соседним столом. Проверили документы и телефон Марьяны, сфотографировали нас.
– О чем вас спрашивали?
– Что такое ДНР и ЛНР? Как оказались на "Азовстали" и что там делали? Где родители? Про военных "Азовстали" и работу Марьяны. Требовали, чтобы она назвала людей, с которыми служила в полиции Мариуполя.
– И вы говорили правду?
– А что, надо было врать? Они сверялись с компьютером. Я сказала: "Ничего не знаю". И Марьяна так же сказала. Около 19:00 нам отдали документы и отправили в автобус. Через два часа пришел мужчина в форме ДНР и увёл Марьяну. Когда я пошла искать сестру, мне сказали, что в 22:00 её увезли в Донецк, если она там "сделает всё правильно", то её отпустят, и мы поедем в Запорожье. Утром люди, которые выходили с нами из "Азовстали", уехали в Запорожье, а я осталась ждать Марьяну. Меня хотели отправить в детдом, и я попросила позвонить моим родителям. 7 мая мама и папа нашли меня в Безыменном. Мы выехали в Украину, забрали бабушку, недолго жили в Польше и получили беженство в Швейцарии.
Мою дочь похитили. Она пережила много горя
17-летняя Алина, её мать Наталья, отец Виталий и 72-летняя бабушка уже почти два года живут в швейцарском кантоне Аргау. Первые публикации о судьбе украинской пленной, полицейской из Мариуполя Марьяны Чечелюк появились в интернете в начале августа 2022 года. А через несколько дней, 7 августа, зазвонил телефон Виталия Чечелюка.
– Алло, это Марьяна! У меня всё хорошо, нормально. Где вы?
– Мы в Швейцарии.
– Ого! Алина с вами?
– Да.
Марьяна расплакалась, связь прервалась. "Мою дочь похитили. Она пережила много горя. Каждую минуту думаю о ней. Верните Марьяну из плена, – умоляет Наталья Чечелюк. – Нам передали от неё несколько записок, у меня нет сил их перечитывать. Она пишет, что верит в справедливость, что скоро будем вместе".
Семья Чечелюк третий год добивается освобождения Марьяны, собирает сведения официально и через освободившихся из российского плена украинцев. Из отрывочных данных выходит, что в разное время Марьяну удерживали в заключении в Донецке, Оленовке, Таганроге, Камышине Волгоградской области, с прошлой осени она, вероятно, находится в женской колонии в Мариуполе.
Волонтерка из Мариуполя Анна Ворошева в 2022 году провела более трех месяцев в российском заточении, в тюрьме Донецка и лагере для военнопленных в Оленовке. ИК №120 в Донецкой области стала широко известна 29 июля 2022-го после массового убийства украинских военнопленных из-за взрыва, обстоятельства которого все еще не ясны. В камере №8 Марьяна Чечелюк находилась вместе с Ворошевой почти две недели. Сейчас Анна живет как беженка в Роттердаме. Вот что рассказала 47-летняя женщина по телефону.
Она впервые увидела небо, когда шла 300 метров до барака в Оленовке, расплакалась
– Нас было семеро в камере. Марьяну привезли из Донецкой тюрьмы 22 июня. Она выглядела напуганной, изможденной, в обносках, зимних сапогах. Мы постарались переодеть её в более сносное для летней жары, набитой людьми камере 2,5 на 3 метра, делились опытом выживания в этом кошмаре. Марьяна рассказала, что её два месяца не выводили на прогулки. Она впервые увидела небо, когда шла 300 метров до барака в Оленовке, расплакалась. В колонии все работы от кухни до нужника выполняют пленные. Штаб тогда искал новую рабочую силу. Кандидатуру Марьяны тоже рассматривали. Она красивая, длинные, от природы светлые волосы. Тюремщики издевались, что обреют её налысо, доводили до паники. Марьяна отличалась сильным характером и надеялась, что скоро покинет это страшное место. После 4 июля 2022 года я Марьяну не видела. В тот день меня освободили.
– В каком статусе Марьяна удерживалась в заключении: как военнопленная или гражданское лицо?
в плену живешь верой, что о тебе помнят и скоро выйдешь
– Политика в ДНР такая, что все задержанные – военнопленные, даже если не комбатанты, нам угрожали, запугивали, что никогда отсюда не выйдем. Поддаваться шантажу нельзя, в плену живешь верой, что о тебе помнят и скоро выйдешь, ведь мы свободные люди. В сентябре 2022 года из российского плена вернули 108 женщин, в том числе некоторых, кто был на "Азовстали". Марьяну удерживают в плену. За это время освободили почти всех полицейских, даже служащие ППС попадали под обмен. А Марьяна в заключении. Наверное, Красный Крест или ООН, омбудсмены могли бы ответить, как вернуть свободу юной полицейской из Мариуполя.
Согласно ответу СБУ родителям девушки от 23.01.2024 г. N 33/7-4-472-b, Объединенный центр по координации поиска и освобождения военнослужащих, незаконно лишенных свободы лиц вследствие агрессии против Украины располагает сведениями "о нахождении в плену сотрудницы полиции Чечелюк М. В. и удержании её по состоянию на ноябрь 2023 года в Приазовской исправительной колонии №107 г. Мариуполь Донецкой области".
Наталье и Виталию Чечелюк неизвестно, почему их дочь Марьяна лишена свободы в России. Предъявлено ли ей обвинение? Был ли суд? На что надеяться? Освобождение по обмену? Возвращение на свободу после окончания войны? Чтобы прояснить ситуацию, родители Марьяны обращались в прокуратуру ДНР, МККК, ООН, СБУ, к омбудсменам Украины и Российской Федерации, в Межведомственную комиссию по розыску лиц, пропавших без вести, погибших в зонах вооруженного конфликта в Донбассе.
По информации уполномоченного Верховной рады Украины по правам человека Дмитрия Лубинца, в российских тюрьмах без следствия и суда удерживаются почти 1700 гражданских лиц из Украины, почти 900 – подтверждены МККК, около 14 000 гражданских числятся без вести пропавшими. Данные правозащитников еще тревожнее. Они считают, что почти в 100 местах лишения свободы в РФ и на оккупированных территориях противоправно удерживаются около 37 000 граждан Украины, взрослых и детей.