15 лет назад, 8 декабря 1991 года, в белорусской правительственной резиденции Вискулив Беловежской Пуще Борис Елицин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич стали, по сути, «могильщиками» Советского Союза. Не сожалеют ли о содеянном белорусские политики, принимавшие участие в ратификации Беловежских соглашений?
Один из тех, кто в Белоруссии не скрывает своей ностальгии по советской Родине - это белорусский президент Александр Лукашенко. Белорусский лидер неоднократно повторял, что был категорически против распада СССР, называет произошедшее «жесточайшей ошибкой и трагедией для наших народов». Кроме того, Лукашенко уверен: экс-спикер Верховного Совета Станислав Шушкевич не имел полномочий на подписание Беловежских соглашений: он должен был получить санкцию парламента, депутатом которого в то время являлся директор совхоза «Городец» Александр Лукашенко. Таким образом, по версии белорусского руководителя, Белоруссия юридически не подписывала документов о развале СССР.
Сам Станислав Шушкевич все обвинения в свой адрес со стороны Лукашенко игнорирует. Шушкевич уверен, что развал Союза - объективный процесс, неподвластный отдельным личностям. Единственное, что можно было сделать - лишь ускорить агонию практически недееспособного монстра: «Очередной сеанс возмущения - и моего, и Ельцина - случился 21 октября 1991 года в Ново-Огарево в Подмосковье, когда Горбачев положил на стол проект нового союзного договора. И хотя в окружении Горбачева пытались это называть конфедерацией, никакой конфедерацией там не пахло. И поскольку я человек был не очень опытный в партийно-государственных играх, то напрямую и сказал: знаете что, словари не читали ваши авторы, которые написали все это. И также очень решительно против попытки косметического ремонта СССР высказался Ельцин. Тогда возмутился Горбачев и ушел, покинув этот круглый стол, где происходило заседание первых лиц стран».
Официально в правительственной резиденции Вискули руководители Белоруссии, России и Украины собрались, чтобы обсудить вопросы поставок нефти и газа. Однако стало понятно, что без политического вмешательства экономические проблемы решить невозможно. Тем более что вопрос о дальнейшей судьбе СССР назревал сам собой, оставалось продемонстрировать лишь общую волю заинтересованных в разрешении сложного вопроса сторон.
Как говорит депутат Верховного Совета Белоруссии ХІІ созыва Анатолий Вертинский, впоследствии проголосовавший за Беловежские соглашения, августовский путча 1991 года в Москве во многом расставил точки над і и сделал практически формальным вопрос - быть Советскому Союзу или нет.
Согласно белорусским социологам, в Белоруссии о распаде СССР сожалеют 55% белорусов, включая президента страны Александра Лукашенко.