Семья старовероров Мурычевых, ранее жившая в Бразилии, вернулась на историческую родину. Рассказывает глава семьи Иосиф Мурычев.
Иосиф Мурычев: Занимались сельским хозяйством, в своих поселках жили, общиной жили, все по-русски делали. Сеяли бобы, пшеницу, кукурузу сеяли, рису сеяли... Насчет урожая стало хуже, цены стали разные, изменился климат. Россия – это наших дедушек была мечта. Они все время разговаривали, что Россия – это самая лучшая страна. В Китае они жили, но хоть Китай недалеко, но большая разница – в России много лучше. Вот поэтому все время мечтали о России. Поманило на родину.
Алексей Собачкин: Когда староверы находились еще в Бразилии, они пришли в российское консульство, чтобы стать участниками программы содействия переселению соотечественников на родину. В консульстве им сказали, что ждать статуса участника программы надо не менее двух лет и лучше сразу лететь в Россию, там все и уладится. Но не уладилось. Ведь для миграционной службы они оказались просто гражданами Бразилии, которые, как туристы, могли находиться в России не более трех месяцев, далее последовала бы депортация. В Москве Мурычевы свои проблемы решить не смогли, и единоверцы, покопавшись в Интернете, посоветовали ехать в Калужскую область – ближайший к Москве регион, принимающий переселенцев, участников программы.
Поехали в Калугу. Отправились в областное управление миграционной службы, но там русских бразильцев даже не приняли. Знающие люди посоветовали ехать в Обнинск к правозащитнице Татьяне Котляр. Та развернула кипучую деятельность – написала горячие письма губернатору и в областное управление миграционной службы. Зарегистрировала переселенцев по своему адресу. Отправила их, по согласованию с областным начальством, в обнинское отделение миграционной службы оформлять разрешение на временное пребывание, без которого не станешь участником программы. И обратилась на одном из городском форумов с просьбой помочь людям заполнить анкеты, им же, приехавшим из Бразилии в Россию очень трудно сориентироваться в реалиях. Это объявление увидел предприниматель Андрей Первов. И пошел помогать.
Андрей Первов: Пришел в паспортный стол, чтобы помочь оформить документы, там и познакомились. Глянул на них, увидел, что дети неуютно себя чувствуют, просто голодные, разговорились, стало понятно, что у них практически нет денег. Просто по человечески их стало жалко и обидно за соотечественников и решил им помочь. Подключил друзей, которые с удовольствием на это откликнулись, и стали помогать материально. И ногами тоже – бегать по инстанциям, помогать оформлять документы.
Алексей Собачкин: Первов рассказал о русских бразильцах своим друзьям-депутатам, они скинулись деньгами и сняли для Мурычевых в Обнинске квартиру, надо же им где-то жить, пока оформляются документы. Говорит Иосиф Мурычев:
Иосиф Мурычев: Люди добрые помогают, и продукты есть, и квартира. Получим документ – начнем работать.
Алексей Собачкин: Обнинск Мурычевым пришелся по душе:
Иосиф Мурычев: Все по-русски разговаривают, натура русская. Здесь дома этажные, обширно, климат хорош. Пространство больше промеж зданиев, свежий воздух ходит, а там в городах тяжелый воздух, плотный, дымный.
Алексей Собачкин: На вопрос о том, что в России не нравится жена Иосифа Мурычева, Марина, ответила так:
Марина Мурычева: Нечо сказать, что нам не понравилось. Это могет быть неправдой, если сказать, что не нравится. Потому что сами мечтали сюда попасть. Богаче этого не надо, потому что на родину попали.
Алексей Собачкин: Хотя не все так уж хорошо. Старшая дочь Мурычевых, 15-летняя Агапия, например, боится одна выходить на улицу:
Агапия Мурычева: Страшно, опасно. С братом хожу вместе или с родителями. Одна не хожу, и все. Мне как то страшно кажется, кто-нибудь подлетит еще.
Алексей Собачкин: Семья Мурычевых живет в Обнинске временно. Как только выправят разрешение на временное пребывание, они воспользуются предложениями областного правительства переехать в какую-либо деревню, чтобы заняться сельским хозяйством. Говорит Марина Мурычева.
Марина Мурычева: На будущее у нас мечта сельским хозяйством заняться, муж хочет посевами заняться, а моя самая большая мечта – скотом заняться. Иметь свой собственный скот, молоком заниматься.
Алексей Собачкин: В Калужской области полно заброшенных земель и пустующих деревень. Так что здесь есть большой простор для воплощения мечты Мурычевых. При условии, если им удастся получить кредит на обзаведение. Но они верят, что у них все получится.