Проводя много времени с ламами, посещая разные дацаны, я увидела то, что не бросается в глаза новичкам: структуру каждого дацана, механизм взаимодействия со светскими людьми, часть которых работает при храме или в какой-то из организаций, созданных для помощи дацану. Ведь дело священнослужителей – изучение буддистских текстов, проведение обрядов, ведение служб, прием посетителей. Но как минимум три раза в день служители дацана должны принимать пищу, каждый день носить свою ламскую одежду. Кроме того, при дацанах обычно работают небольшие киоски по продаже буддистской атрибутики. Кто помогает священнослужителям, готовит еду, шьет одежду?
Издавна было заведено: жители окрестных деревень приходили в дацан, приносили еду для лам, делали уборку на прихрамовой территории. Обычно этим занимались пожилые женщины, бабушки, которые уже вырастили детей, отнянчили внуков, и вот теперь, так сказать, зарабатывали «буины» – нарабатывали благодетели для лучшего перерождения в следующей жизни.
Сейчас, когда дацаны стали не просто центрами для верующих, но и популярными туристическими объектами, вокруг многих храмов возникли светские организации, которые занимаются разного рода сопутствующей деятельностью. При главном буддистском храме России, резиденции Пандито Хамбо Ламы – Иволгинском дацане – работает несколько ООО. Первое из них – ООО «Хурдэ» (в переводе с бурятского «Колесо учения») занималось сначала исключительно пошивом одежды для лам и организацией приема делегаций в дацане. Теперь деятельность фирмы разрослась: открыт литейный цех, ведутся работы по керамике, проводятся экскурсии как по территории дацана, так и по ближайшим священным для буддистов местам.
Раньше при каждом дацане существовали свои мастерские, где шилась одежда для лам и хувараков (учеников лам), изготавливалась различная буддистская атрибутика. Например, баданы и жалсаны (специальные ритуальные предметы из разноцветной ткани, подвешенные к потолку) для украшения храмов, зонты, расположенные над Буддой на алтаре, накидки для столиков лам, за которыми они читают молитвы, флаги, которые используются при проведении соревнований, организуемых Сангхой и так далее.
Сейчас в «Хурдэ» освоили еще и пошив национальных бурятских костюмов, традиция изготовления которого уже утрачена в семьях. Национальный костюм – один из значимых для бурят атрибутов. Оказывается, по крою и цвету используемой для разных костюмов ткани можно узнать, к какому роду относится тот или иной человек. Специалистов по пошиву бурятской одежды готовят в лицее традиционных искусств народов Забайкалья, там же учат ткать гобелены, резать по дереву, готовят специалистов по литью. Мэдэгма Буданимаева, создатель предприятия "Хурдэ", несколько лет преподавала в лицее, поэтому все эти ремесла ей хорошо знакомы. Сама Мэдэгма вспоминает себя в то время как бы издалека: прошло всего три года, как она работает при Иволгинском дацане, а кажется, что минуло много-много лет. «Я сама стала другой, – отмечает Мэдэгма, – Раньше была нетерпимой к чужим ошибкам, строгой, а теперь отношусь ко всему очень спокойно, ровно, стараюсь лучше понять других. Работа при дацане обязывает быть требовательной к себе».
Мэдэгма отмечает, что как только она замышляет новое дело, ситуация складывается так, что вокруг появляются люди – специалисты именно в этом деле, или приезжают волонтеры, готовые сделать что-нибудь полезное для дацана. «Если у таких людей в глазах есть искорка, – говорит Мэдэгма, – я точно знаю, что все получится. Но вообще тот, кто работает в дацане, умеет делать все. Нас даже, можно сказать, обязывает и одновременно помогает нам вся эта аура: что бы мы ни делали, все идет с благословения лам, и не бывает такого, чтобы что-то не получалось». Приведу пример: начал «Хурдэ» шить бурятскую национальную одежду – тут же стали поступать заказы на национальные свадебные наряды. Сшили наряды для молодоженов – возник новый проект, совместный с тантрическим Жуд дацаном, находящимся на территории Иволгинского дацана: проводить свадебный обряд для молодоженов (буддистский аналог венчания). Через этот свадебный обряд прошли уже 42 пары.
Рассказ о светских организациях при дацанах я продолжу в следующий раз.
Издавна было заведено: жители окрестных деревень приходили в дацан, приносили еду для лам, делали уборку на прихрамовой территории. Обычно этим занимались пожилые женщины, бабушки, которые уже вырастили детей, отнянчили внуков, и вот теперь, так сказать, зарабатывали «буины» – нарабатывали благодетели для лучшего перерождения в следующей жизни.
Сейчас, когда дацаны стали не просто центрами для верующих, но и популярными туристическими объектами, вокруг многих храмов возникли светские организации, которые занимаются разного рода сопутствующей деятельностью. При главном буддистском храме России, резиденции Пандито Хамбо Ламы – Иволгинском дацане – работает несколько ООО. Первое из них – ООО «Хурдэ» (в переводе с бурятского «Колесо учения») занималось сначала исключительно пошивом одежды для лам и организацией приема делегаций в дацане. Теперь деятельность фирмы разрослась: открыт литейный цех, ведутся работы по керамике, проводятся экскурсии как по территории дацана, так и по ближайшим священным для буддистов местам.
Раньше при каждом дацане существовали свои мастерские, где шилась одежда для лам и хувараков (учеников лам), изготавливалась различная буддистская атрибутика. Например, баданы и жалсаны (специальные ритуальные предметы из разноцветной ткани, подвешенные к потолку) для украшения храмов, зонты, расположенные над Буддой на алтаре, накидки для столиков лам, за которыми они читают молитвы, флаги, которые используются при проведении соревнований, организуемых Сангхой и так далее.
Сейчас в «Хурдэ» освоили еще и пошив национальных бурятских костюмов, традиция изготовления которого уже утрачена в семьях. Национальный костюм – один из значимых для бурят атрибутов. Оказывается, по крою и цвету используемой для разных костюмов ткани можно узнать, к какому роду относится тот или иной человек. Специалистов по пошиву бурятской одежды готовят в лицее традиционных искусств народов Забайкалья, там же учат ткать гобелены, резать по дереву, готовят специалистов по литью. Мэдэгма Буданимаева, создатель предприятия "Хурдэ", несколько лет преподавала в лицее, поэтому все эти ремесла ей хорошо знакомы. Сама Мэдэгма вспоминает себя в то время как бы издалека: прошло всего три года, как она работает при Иволгинском дацане, а кажется, что минуло много-много лет. «Я сама стала другой, – отмечает Мэдэгма, – Раньше была нетерпимой к чужим ошибкам, строгой, а теперь отношусь ко всему очень спокойно, ровно, стараюсь лучше понять других. Работа при дацане обязывает быть требовательной к себе».
Мэдэгма отмечает, что как только она замышляет новое дело, ситуация складывается так, что вокруг появляются люди – специалисты именно в этом деле, или приезжают волонтеры, готовые сделать что-нибудь полезное для дацана. «Если у таких людей в глазах есть искорка, – говорит Мэдэгма, – я точно знаю, что все получится. Но вообще тот, кто работает в дацане, умеет делать все. Нас даже, можно сказать, обязывает и одновременно помогает нам вся эта аура: что бы мы ни делали, все идет с благословения лам, и не бывает такого, чтобы что-то не получалось». Приведу пример: начал «Хурдэ» шить бурятскую национальную одежду – тут же стали поступать заказы на национальные свадебные наряды. Сшили наряды для молодоженов – возник новый проект, совместный с тантрическим Жуд дацаном, находящимся на территории Иволгинского дацана: проводить свадебный обряд для молодоженов (буддистский аналог венчания). Через этот свадебный обряд прошли уже 42 пары.
Рассказ о светских организациях при дацанах я продолжу в следующий раз.