Продолжавшееся почти четыре месяца на глазах миллионов телевизионное шоу «Звезды на льду» закончилось в середине декабря, но подлинный его эпилог правильным постановочным образом состоялся несколько позже – катанием суперзвезд на Красной площади. Где же еще?
Национальная идея, о необходимости которой так долго говорили, которую больше десяти лет назад велели отыскать, но всё как-то не получалось – найдена.
Сказано без всякой натяжки и иронии. Национальной идей может стать что угодно – сегодня одно, завтра другое – вокруг чего добровольно, бескорыстно и воодушевленно способен сплотиться народ.
Действительно, не вокруг же цены за баррель, которая, во-первых, непонятно что, а в-главных, непонятно где? Не вокруг же воинской доблести, с прославлением которой в сто пятидесятый раз объявляется окончание Чеченской бесконечной войны? Не вокруг же выручавшего прежде космоса, далекого и холодного, как всегда, а теперь еще и международного? Есть нелюбовь к инородцам, но такая идея не нравится начальству: с ней неловко соваться в цивилизацию. Одно время была надежда на «Спартак», но он и внутренний чемпионат в последний раз выигрывал пять лет назад.
Спорт все же и выручает в итоге. Правда, сразу неясно было, что это спорт. Купленное по лицензии у англичан, что ли, телевизионное шоу «Звезды на льду» поначалу и воспринималось как представление, которое так славно смотреть расслабленно с дивана. Но участие выдающихся спортсменов, спортивный азарт любимых артистов, серьезная игра в настоящее жюри с присутствием популярных лиц, толково рассчитанные ходы организаторов, а самое главное, насущная потребность не только прихлопывать и подпрыгивать, но при этом еще и радостно гордиться – всё это сделало танцы фигуристов фактором национального самосознания.
Невинное субботнее развлечение ненавязчиво, но уверенно превратилось не просто в состязание, а в выигранное соревнование, убедительную победу. Над кем? Над собой.
Один из призеров, по-актерски изображая простачка, пролепетал в кадре, что хорошо бы, мол, стоя на пьедестале, услышать российский гимн. Да он, по сути, и был сыгран, этот гимн – коль скоро все стоявшие на пьедестале были одеты в красные костюмы с надписью «Россия». Словно, и в самом деле, кого-то иного надо было побеждать, с кем-то бороться. Понятно, с кем бороться, кого побеждать – ту же Россию, только не такую работящую, умелую, дисциплинированную, целеустремленную, красивую, нарядную, торжествующую.
А когда бессменная пара ведущих обнималась с участниками шоу, стало явственно и наглядно, что собралась империя. Та самая, которой давно нет, несмотря на безнадежные припарки СНГ. А тут слились в триумфе украинец, еврейка, татарин, литовка, грузин, русские...
Национальная идея творилась в течение почти четырех месяцев на глазах миллионов. Есть у нее и персонификация – продюсер и тренер, балетмейстер и хореограф, режиссер всенародного праздника, человек с тонким лицом интеллектуального киногероя и нетитульным именем Илья Авербух.
Вне конкуренции – российский Человек года.
Национальная идея, о необходимости которой так долго говорили, которую больше десяти лет назад велели отыскать, но всё как-то не получалось – найдена.
Сказано без всякой натяжки и иронии. Национальной идей может стать что угодно – сегодня одно, завтра другое – вокруг чего добровольно, бескорыстно и воодушевленно способен сплотиться народ.
Действительно, не вокруг же цены за баррель, которая, во-первых, непонятно что, а в-главных, непонятно где? Не вокруг же воинской доблести, с прославлением которой в сто пятидесятый раз объявляется окончание Чеченской бесконечной войны? Не вокруг же выручавшего прежде космоса, далекого и холодного, как всегда, а теперь еще и международного? Есть нелюбовь к инородцам, но такая идея не нравится начальству: с ней неловко соваться в цивилизацию. Одно время была надежда на «Спартак», но он и внутренний чемпионат в последний раз выигрывал пять лет назад.
Спорт все же и выручает в итоге. Правда, сразу неясно было, что это спорт. Купленное по лицензии у англичан, что ли, телевизионное шоу «Звезды на льду» поначалу и воспринималось как представление, которое так славно смотреть расслабленно с дивана. Но участие выдающихся спортсменов, спортивный азарт любимых артистов, серьезная игра в настоящее жюри с присутствием популярных лиц, толково рассчитанные ходы организаторов, а самое главное, насущная потребность не только прихлопывать и подпрыгивать, но при этом еще и радостно гордиться – всё это сделало танцы фигуристов фактором национального самосознания.
Невинное субботнее развлечение ненавязчиво, но уверенно превратилось не просто в состязание, а в выигранное соревнование, убедительную победу. Над кем? Над собой.
Один из призеров, по-актерски изображая простачка, пролепетал в кадре, что хорошо бы, мол, стоя на пьедестале, услышать российский гимн. Да он, по сути, и был сыгран, этот гимн – коль скоро все стоявшие на пьедестале были одеты в красные костюмы с надписью «Россия». Словно, и в самом деле, кого-то иного надо было побеждать, с кем-то бороться. Понятно, с кем бороться, кого побеждать – ту же Россию, только не такую работящую, умелую, дисциплинированную, целеустремленную, красивую, нарядную, торжествующую.
А когда бессменная пара ведущих обнималась с участниками шоу, стало явственно и наглядно, что собралась империя. Та самая, которой давно нет, несмотря на безнадежные припарки СНГ. А тут слились в триумфе украинец, еврейка, татарин, литовка, грузин, русские...
Национальная идея творилась в течение почти четырех месяцев на глазах миллионов. Есть у нее и персонификация – продюсер и тренер, балетмейстер и хореограф, режиссер всенародного праздника, человек с тонким лицом интеллектуального киногероя и нетитульным именем Илья Авербух.
Вне конкуренции – российский Человек года.