Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вильнюсе Ирина Петерс.
Кирилл Кобрин: Если для кого-то нынешние теплые и бесснежные новогодние праздники - аномалия, причина для беспокойства, то для бездомных эта погода - спасение.
Об отношении в Литве к людям без определенного места жительства рассказывает корреспондент Радио Свобода в Вильнюсе Ирина Петерс.
Ирина Петерс: Бездомным людям, обычно зимой пытающимся согреться в подъездах, магазинах, библиотеках или троллейбусах, на этот раз повезло: «летний сезон» для них в Литве пока не кончился. И без особой нужды можно не наведываться в ночлежные дома. Их в Вильнюсе три - там пригреют, отмоют, накормят и выпишут документы. Содержащие эти дома городские социальные службы и религиозные организации готовы помочь - еще не забылись морозы прошлой зимы, когда в Вильнюсе от обморожений пострадали около 400 бездомных.
Для одних людей бомжи - это «выпавшие» из социума слабаки, своим видом неприятно колющие глаза цивилизованной публике, для других - непременный атрибут капиталистической действительности, для третьих - объект искренней заботы.
Для доктора социологии Анеле Василюте, написавшей книгу «Нищие: образ жизни и ценности», они - предмет исследований.
По её словам, в эпоху глобализации бомж - это горький символ потери патриархального «чувства дома».
Анеле Василюте : Они потеряли свои ресурсы, социальные, интеллектуальные, материальные, но с ними связаны такие ценности, как проявление доброты, сочувствия. Их образ жизни учит людей, как прожить в аскетической среде. Эмоциональный портрет нищих составляют такие качества, как боязнь, благодарность, иногда ненависть. Они неохотно общаются из-за стыда показаться не в форме. У некоторых - много гордости. Часто не прощают обид и замыкаются в себе. Им не свойственно бороться за себя, они не верят, что могут возвратить свой прежний статус. Тем не менее их имидж связан с ощущением свободы, анархии. Их бездомность совпадает с внутренним метафизическим ощущением современного человека: он потерял свою идентичность, становится вечно блуждающим мигрантом.
Ирина Петерс: Философски, не скрывая сочувствия, смотрит на бездомных и публицист Пранас Моркус.
Пранас Моркус: Существование этого загадочного , бездонного, параллельного нашему, мира подтверждает то, в чем рано или поздно, через страдания, убеждается каждый: мы живем в обществе, скрепленном нелюбовью. Человека низвергает не отсутствие куска хлеба, а отсутствие любви. Так или иначе, человек, ютящийся в не подожженном ещё сарайчике, согретый обществом кошки или собаки - что бы о физической стороне этого погружения ни говорили - свободнее и человечнее бесстыдно пирующих на банкетах или улыбающихся с обложек глянцевых, выброшенных на ту же свалку, журналов. Вряд ли человек, мерзнущий в закутке, думает именно так, но обратно в мир равнодушия и борьбы за выживание почему-то не тянется.
Ирина Петерс: При том, что среди бездомных часто встречаются люди незаурядные - по складу поэты, философы, имеющие образование, порой даже не одно - для оказания помощи их, находящихся далеко не в возвышенном состоянии, на улицах приходится подбирать врачам. В их руки первым делом бродяги попадают в случае болезни или алкогольного отравления.
У известного вильнюсского психиатра Александра Алексейчика, я спросила: всех ли бездомных, как думают некоторые, можно в той или иной степени считать людьми с надломленной психикой, больными?
Александр Алексейчик: Очень многие из этих людей больны. Живут не только в своем внутреннем больном душевном мире, и в больном внешне - таким образом они приспосабливаются. Такой образ жизни некоторые выбирают сознательно, другие - полусознательно. Для некоторых это вид протеста. Назло иногда - близким, обществу. Но - очень по-разному.
Ирина Петерс: Доктор Алексейчик напомнил, что каждый бездомный, нищий, бродяга когда-то, в старом мире, назывался «человек Божий», «у-Богий», и считался достойным не только сочувствия и помощи, но и уважения. «Бездомные, больные, - считает психиатр, - это вообще-то для сытых и здоровых возможность проявить человечность».
Как писал о бродягах святитель Игнатий Брянчанинов: «Что тебе за дело до их недостатков? Наблюдай за собой. Чтоб тебе не иметь недостатка в любви…».