Послу Белоруссии в РФ в субботу вручена нота с предложением немедленно отменить решение о введении таможенной пошлины на прокачку нефти, сообщил заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов – его слова цитирует РИА Новости.
«Мы уже говорили о том, что считаем введение этой пошлины незаконной и с точки зрения взаимных договоренностей и соглашений, которые действуют между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, и даже с точки зрения белорусского законодательства, и с точки зрения международной практики. Фактически она была введена задним числом», - сказал Шаронов.
«Сценарий может развиваться либо, так скажем, "мирным" образом, когда все-таки нам удастся убедить наших партнеров в том, что такая пошлина не имеет права на существование. В противном случае нам придется искать адекватные меры, связанные с нашими торговыми отношениями, которые заставят наших белорусских партнеров в общем более серьезно посмотреть на ту ситуацию, в которую они поставили сейчас Россию, российские компании, которые имеют контракты по поставке этой нефти партнерам из Восточной и Западной Европы», - добавил замминистра.
«Газовое» перемирие, «нефтяная» война
Подписанное в последние минуты 2006 года «газовое перемирие» между Россией и Белоруссией практически сразу же омрачилось началом «нефтяной войны». После того, как с 1 января российское правительство ввело пошлину на нефть, поставляемую в Белоруссию, 3 января белорусские власти ответили таможенной пошлиной на российскую нефть, транспортируемую по белорусским нефтепроводам. Более того, Александр Лукашенко заявил о намерении ввести целый ряд мер в отношении России: прежде всего, речь идет о плате за землю, по которой идут трубопроводы, и вообще обо всем, «что они получают здесь», сказал белорусский президент.
3 января правительство Белоруссии ввело пошлину на транзит российской нефти через свою территорию: $45 за тонну. Официальная мотивировка – «неисполнение Российской Федерацией в одностороннем порядке норм Соглашения между правительствами Белоруссии и России о свободной торговле и Соглашения о Таможенном союзе».
Вслед за установлением пошлины на транзит российской нефти белорусское правительство ввело процедуру ее таможенного оформления. Новый подпункт постановления гласит: «С 1 января 2007 года производится таможенное оформление нефти, ввозимой из Российской Федерации и перемещаемой транзитом по таможенной территории Белоруссии магистральным нефтепроводом". Декларантом нефти является Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть"».
Не договорились
Минэкономразвития России сразу же назвало решение Минска о введении пошлин на транзит нефти противоречащим двусторонним экономическим соглашениям и международным нормам.
Однако президент Лукашенко на ситуацию смотрит иначе. По его словам, Белоруссия согласилась подписать «невыгодное соглашение» с Россией по поставкам природного газа в обмен на обещание решить проблему с нефтью и сахаром. Мол, была конкретная договоренность: как только будет решен вопрос по контрактам на природный газ и транзит газа в Европу, будет решен вопрос по поставкам сырой нефти. Но после того, как с 1 января российское правительство ввело пошлину на нефть, поставляемую в Белоруссию, белорусские власти ответили таможенной пошлиной на российскую нефть, транспортируемую по белорусским нефтепроводам. Кроме того, белорусский лидер распорядился в течение ближайших месяцев направить правительству России предложения об оплате всех услуг, которые она получала в Белоруссии «бесплатно»: «Мы вправе действовать аналогичным образом. Я имею в виду вопрос о транзите нефти через Белоруссию, об оплате этого транзита, об оплате земли, которая используется под нефте- и газотрубы. И поставить вопрос по собственности Российской Федерации здесь».
История вопроса
Аналитики при этом напоминают: Александр Лукашенко, видимо, забыл, что когда-то Россия простила Белоруссии 1миллиард долларов долга именно в счет того, что не будет взиматься плата за военные объекты, размещенные на территории республики, и за аренду земли под транзитными трубами. И если после введения пошлины на нефть сырье и подорожало на 50%, то до этого Белоруссия годами продавала за границу нефть по мировым ценам - причем, одновременно с покупателя брала таможенную пошлину.
Руководитель научно-исследовательского Центра Мизеса в Белоруссии, экономист Ярослав Романчук уверен: поведение Александра Лукашенко на фоне сначала газового, а сейчас и нефтяного кризиса продиктовано не здравым смыслом, а эмоциями: «Когда градус эмоций зашкалил за сто, можно ожидать всего - от национализации трубопроводов, газопроводов, нефтепроводов - вплоть до того, что стоило копейку, в интерпретации белорусского руководства будет стоить 10 долларов. Пошла уже не только словесная перепалка, но и конкретная война между властями Белоруссии и России. Здесь уже какую-то логику искать невозможно. Белорусский лидер не знает, что творит, его обуял гнев, поэтому остается лишь наблюдать, как господин Лукашенко своими руками губит то, что создавал последние 10 лет. Однако на определенном этапе он окажется в ситуации, когда ресурса для того, чтобы вести борьбу с самим собой, уже не будет».
«Как жить?»
Граждане Белоруссии нефтегазовые обострения переживают относительно спокойно. Слухи о массовой скупке спичек, соли, электроплит и теплых вещей далеки от действительности. Обещания президента надеть наручники на чиновников, которых он заподозрит в подготовке обвала экономики, а также заверения в том, что конфликт никак не отразится на благосостоянии людей, вселяют в белорусов должный оптимизм. Однако в безоблачное будущее уже верится с трудом: «Газ подорожает, коммунальные услуги все повысятся. Разве с зарплаты прокормишь семью? Как жить, как? Ведь ничего дешевле не становится, все дорожает», - говорят в Минске. «Государству же нужно армию удерживать, а у нас ни газа нету, ни нефти, ни угля. С чего же будем брать? Поэтому, думаю, все подорожает», «Хуже станем жить, беднее, вот и все», «Подбросили друзья цену на газ. Разве мы после этого можем быть довольны такими друзьями? Еще спасибо Лукашенко, что он не соглашался вместе быть. Потому что если бы объединились, пропала бы Белоруссия, они съели бы нас, россияне эти», «Очень возмущаюсь. Но разве можно так по-дружески поступать? Ведь поставили когда-то колья на границе, Лукашенко их убрал. И на тебе - газ нам дорогой. Так же нельзя, я считаю», «Думаю, как было все раньше, так и останется. Если на процент-два где-то и повысится, так ничего страшного в этом нету. В качестве компенсации зарплаты повысятся, пенсии повысятся», «Это прагматичное решение, все придет к какому-то знаменателю. Научимся и они, и мы работать так, как принято во всем мире. А пока придется каждому сражаться со своими проблемами, вот и все», «Пережили войну, голод, разруху пережили, переживем и это. Мы к этому привычны...», - считают жители Белоруссии.
Ожидание «сахарной» войны
В середине 1990-х между Москвой и Минском был заключен договор, в соответствии с которым Белоруссия обязалась отдавать российскому бюджету 85% всех поступлений от экспортных поставок нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Однако за все эти годы российский бюджет не получил ни цента. Когда во время прямой телевизионной линии с гражданами России на проблеме заострил внимание президент Владимир Путин, в Белоруссии заговорили о том, что готовы делиться. Однако новые условия хозяйствования порождают еще больше вопросов. К тому же, как уточняет экономист Василий Шлындиков, нефтегазовый конфликт сопровождается обострениями на других фронтах: «Я могу лишь только предположить, что ничего не получается с отменой пошлин на нефть. И поэтому принято вот такое решение. К тому же, нужно учитывать: разгорается война "сахарная". И все, что касается сахара, Россия дает однозначно понять: мол, не задирайтесь, потому что у нас есть разные рычаги давления. Россия вполне способна ввести пошлины вообще на все. И что тогда мы делать будем?».
«Белоруссию не поставить на колени»
Вместе с тем руководство Белоруссии уверено: «поставить на колени» страну никому не удастся. Александр Лукашенко эмоционально заявляет, что и Россия, и Евросоюз слишком зависимы от Белоруссии, чтобы пытаться ее «шантажировать»: «Я не понимаю, как можно изолировать страну, которая является сердцем Европы, которая в центре Европы и через которую в Евросоюз ежегодно свыше 100 миллионов тонн груза туда и обратно направляется. И где ни для европейцев, ни для россиян никогда не было никаких проблем. Никогда! Вы представляете? Если они для себя хотят создать проблемы, то они взорвут Белоруссию, попытаются взорвать. Но они никогда это не сделают, это я вам как президент заявляю, никогда. Белоруссия всегда была и будет островком мира и стабильности».
Косвенным проявлением «белорусской терпимости» является проходящий в эти дни в Минске III хоккейный турнир на приз президента Белоруссии, в котором участвует и команда «Газпрома». На пресс-конференции капитан российской сборной и замглавы «Газпрома» Александр Медведев отметил: его ледовая дружина будет добиваться реванша - дважды до этого «Газпром» проигрывал команде Александра Лукашенко в финале. Хотя, возможно, в словах Медведева был и более глубокий подтекст.