Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Наталья Викулина и Данила Гальперович.
Андрей Шароградский: Сегодня стало известно, что в Брюсселе Европейская комиссия представила предложения по формированию единой энергетической политики Евросоюза. Документ привлекает особое внимание, поскольку он был опубликован в разгар российско-белорусского топливного кризиса.
Передает корреспондент Радио Свобода в Брюсселе Наталья Викулина.
Наталья Викулина: Предложения Еврокомиссии большинство экспертов называют новой промышленной революцией в энергетическом секторе. Брюссель выступает за то, чтобы страны Евросоюза сократили выбросы в атмосферу углекислого газа и больше использовали возобновляемые источники энергии, например, энергию биомассы и ветра. Таким образом, Европа будет противостоять климатическим изменениям и сможет уменьшить зависимость от поставок энергоносителей из других стран, прежде всего из России. Последнее соображение особенно важно на фоне разгоревшейся сейчас топливной войны между Минском и Москвой. Брюссель уже выразил серьезную озабоченность по поводу того, что некоторые страны ЕС перестали получать нефть из России транзитом через Белоруссию.
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил: "Спор между Россией и Белоруссией дал понять, что Евросоюз срочно нуждается в единой энергетической политике".
Жозе Мануэл Баррозу: Прекращение поставок нефти из России неприемлемо. Я говорил об этом вчера и должен повторить это сегодня. Неприемлемо, когда производители или транзитные страны прекращают поставки энергоносителей государствам-потребителям, даже предварительно не уведомив их об этом.
Наталья Викулина: Еврокомиссия настаивает также на либерализации рынка энергии, чтобы усилить конкуренцию. Это в конечном счете должно привести к снижению цен. Среди прочего, Брюссель хочет уменьшить влияние крупных энергокомпаний, которые в результате реформы могут потерять контроль над распределительными сетями. Кроме того, чтобы увеличить конкуренцию на рынке, Еврокомиссия выступает за введение контроля над энергетическими ведомствами стран ЕС. Предложения Еврокомиссии могут осуществиться только после того, как их утвердят члены Евросоюза. Главы государств и правительств ЕС рассмотрят этот вопрос на саммите в марте. Аналитики говорят, что не все страны Евросоюза согласятся с новыми идеями. В частности, с тем, что между энергопоставщиками должна быть большая конкуренция на рынке.
Андрей Шароградский: Что касается самого российско-белорусского топливного кризиса, то чуть больше двух часов назад стало известно, что в ходе телефонного разговора президента Белоруссии Александра Лукашенко с его российским коллегой Владимиром Путиным был найден компромиссный вариант разрешения этого конфликта. Сообщение со ссылкой на пресс-службу президента опубликовано во многих российских средствах массовой информации. Есть также информация о том, что на заседании белорусского кабинета министров принято решение об отмене экспортных пошлин на российскую нефть, на чем настаивала российская сторона. Но отмечу, что эта информация еще нуждается в официальном подтверждении.
Сейчас на линии прямого эфира из нашей Московской студии наш корреспондент Данила Гальперович, которые беседовал сегодня с видными российскими политическими и общественными деятелями по поводу ситуации в российско-белорусских отношениях.
Данила, что вы нам расскажете?
Данила Гальперович: Действительно, сегодня я следил за заседанием Государственной Думы, которое должно было, наверное, проходить с обсуждением первых законопроектов, как и хотела того "Единая Россия", прокремлевское большинство. Но началось оно все-таки, конечно же, с белорусской темы. И Виктор Алкснис, член фракции "Родина - Народная воля", сказал, что невозможно просто этой темы избежать.
Виктор Алкснис: Почему-то считается, что то, что хорошо для "Газпрома", то хорошо для России. Я в этом глубоко не уверен и считаю, что ситуация, когда внешнюю политику России на постсоветском пространстве определяют топ-менеджеры ведущих российских нефтяных и газовых компаний, это неправильно. Политики должны определять будущее страны. Поэтому я предлагаю, действительно, необходимо нам с вами серьезное внимание обратить на положение с Белоруссией и включить вопрос в повестку дня о состоянии российско-белорусских отношений.
Данила Гальперович: Но так как все-таки большинство депутатов было настроено ждать вестей от правительства, вестей с переговоров, вестей, может быть, из Белоруссии, то в ответ Алкснису даже не "Единая Россия", а ЛДПР начала спорить и говорить, что, в общем, Белоруссия сама, по их версии, виновата в том, что произошло. В частности, Сергей Иванов из ЛДПР сказал вот что...
Сергей Иванов: Прекратите, пожалуйста, истерику по поводу Белоруссии. Этот дешевый интернационализм уже в печенках сидит. Вот все они называются братьями, хлопая после дверьми. Простите, пожалуйста, только что было все нормально, теперь вдруг цену немножко подняли - и на тебе. Да все нормально, коллеги! У нас зарубили в том году газопровод по дну Балтийского моря, теперь мы его наконец-то построим. Потому что пока мы кормим людей - все нормально, все хорошо к нам относятся. Причем мы, заметьте, Россия поступила галантно и правильно - мы заранее предупредили о повышении цены. А Белоруссия, наоборот, нам свинью подложила. Это она ни с того, ни с сего моментально ввела пошлины на транзит нефти.
Данила Гальперович: Но коллега Сергея Иванова по ЛДПР Владимир Овсянников сказал, что если Белоруссия хочет цены как в России, то она и должна быть в России.
Владимир Овсянников: Если Белоруссия хочет иметь внутри страны топливо, как Смоленская область, пускай именуется "субъект Российской Федерации под названием Беларусь". Вот тогда там все будет нормально. До той поры, пока там сидит и правит господин Лукашенко, который политические очки зарабатывает на карманах России, причем на дырявых карманах России, пользы не будет ни России, ни белорусскому народу, если вы так радеете за белорусский народ.
Данила Гальперович: Я привел столько цитат из выступлений членов ЛДПР неслучайно, ведь именно в середине 90-х годов по приглашению Владимира Жириновского Александр Лукашенко, не будучи еще президентом Белоруссии, выступал первый раз в Государственной Думе. Тогда Государственная Дума хлопала ему, говорившему о том, что он голосовал против развала Союза, а теперь Белоруссия и Россия вот так вот спорят о нефти и газе, и ЛДПР говорит, что во всем виноват Лукашенко. Надо сказать, что очень многие говорят, что вообще Белоруссия недоговороспособна в смысле экономических отношений. Павел Медведев, член Комитета Госдумы по банковскому законодательству, говорит, что ему когда-то пришлось с белорусами улаживать вопросы единой валюты, и это был плохой опыт.
Павел Медведев: Мне пришлось раза два, а может быть, три ездить в Белоруссию для того, чтобы обсуждать вопрос об общей валюте. Эти обсуждения на меня произвели удручающее впечатление. Как только становилось понятно, что российская делегация не может согласиться на два эмиссионных центра, я, будучи человеком очень осторожным, объяснял эту невозможность чисто техническими причинами, как только это заявлялось - отношения менялись просто в течение пяти минут. Но так же невозможно ни о чем договариваться.
Данила Гальперович: Таким образом, очевидно, что и эти переговоры, где Россия занял очень жесткую позицию, нынешнего кризиса переговоры означали изначально только одно: Белоруссия должна сдаваться. И, судя по последним заявлениям из Белоруссии, так и происходит.