В Министерстве экономического развития и торговли России в пятницу продолжатся переговоры правительственных делегаций России и Белоруссии по вопросам поставок и транзита нефти. Первый день переговорщики закончили без объявления результатов. Появилась сведения, что в случае достижения договоренностей может состояться краткосрочный визит в Москву президента Александра Лукашенко. Однако в пресс-службе главы Белоруссии информацию о возможной поездке Лукашенко 12 января в Москву официально пока не подтверждают.
Весь день 11 января в Минэкономразвития российские и белорусские чиновники говорили о поставках и транзите углеводородного сырья. Тон переговорам задали российский замминистра экономического развития и торговли Виталий Савельев и вице-премьер белорусского правительства Андрей Кобяков. Во второй половине дня к переговорщикам присоединились глава ведомства Герман Греф и руководитель белорусского правительства Сергей Сидорский. В буквальном смысле «на ночь глядя» Сергея Сидорского в Белом доме принял премьер-министр России Михаил Фрадков. Наблюдатели не исключают, что сегодня или завтра в Москве может появиться Александр Лукашенко. В телефонном разговоре 10 января президенты Белоруссии и России обсуждали такую возможность в случае, если по итогам переговоров будут достигнуты конкретные результаты.
Началу переговорного процесса предшествовало решение правительства Белоруссии, которое 10 января отменило свое же постановление от 31 декабря 2006 года о введении сбора за транзит российской нефти в размере 45 долларов за тонну. Именно отмену Белоруссией пошлины российская сторона называла основным и единственным условием для начала двусторонних переговоров.
Белоруссия, не успев «разбогатеть» на введении таможенного сбора, настаивает, чтобы и Россия отказалась от введенной 8 декабря пошлины на экспорт российской нефти в республику. Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский перед отъездом в Москву разоткровенничался и заявил, для чего была придумана пошлина: «Мы ввели симметричную меру - в ответ на введенную пошлину правительством Российской Федерации. Сделано это было с тем, чтобы показать: введение такой меры не является движением вперед в развитии экономики».
Однако политолог Андрей Суздальцев уверен: последние события изменили прежде всего Россию. По мнению аналитика, произошла консолидация российской элиты. А в такой ситуации ультиматумы Белоруссии будут просто игнорироваться: «Александр Лукашенко за 10 последних дней второй раз публично уступил Москве. Первый раз он уступил, заявив о готовности продать "Белтрансгаз", второй раз - когда отказался от использования введенной таможенной пошлины на прокачку транзитной нефти. Таким образом, войти в переговорный процесс с позиции силы у Минска не получилось. Рассчитывать на то, что удастся обменять таможенную пошлину на введенную Россией пошлину на ввоз нефти в Белоруссию, не получается. Думаю, что не удастся белорусской стороне договориться с Москвой и отменить российские таможенные пошлины на экспорт нефти в страну».
Бывший глава Национального банка Белоруссии Станислав Богданкевич уверен, что попытка белорусского руководства записать начало переговоров в свой актив на самом деле не имеет ничего общего с победой в этом, прежде всего, политическом противостоянии: «В любом случае Белоруссия обречена на проигрыш. В моральном плане она вынуждена отменить скоропалительно введенные экспортные пошлины, это уже минус. В материальном - договорятся, очевидно, о разделе экспортных пошлин. Но если раньше мы ничего не платили, то сейчас в любом случае миллиарда два долларов будем платить только по нефти».
Как бы там ни было, после приглашения к столу переговоров Минск снова воспрял духом и быстро вернулся к привычной риторике. Председатель Палаты представителей Национального собрания Владимир Коноплев накануне заявил: обострение в отношениях России и Белоруссии не должно поставить под угрозу создание Союзного государства. По мнению Коноплева, это «необратимый процесс», и проблемы торгово-экономического характера «не должны стать камнем преткновения в интеграции двух стран».