Глава правительства Чечни Рамзан Кадыров заявил, что в центре Грозного будет установлен памятник советскому лидеру Никите Хрущеву. По мнению экспертов, таким образом нынешние власти республики пытаются ликвидировать дефицит легитимности.
9 января, в день 50-летния официальной реабилитации чеченцев и ингушей, после которого началось легальное возвращение депортированных народов в места прежнего проживания, глава чеченского правительства Рамзан Кадыров заявил о том, что в Грозном будет установлен памятник советскому лидеру Никите Хрущеву. «Мы должны отдать должное людям, которые восстановили историческую справедливость», - отметил премьер.
У чеченского общества едва ли найдутся серьезные аргументы против такого шага властей. По мнению главного редактора газеты «Чеченское общество» Тимура Алиева, люди отзываются о Хрущеве в целом благоприятно – возможно, потому, что имеют смутное представление о его заслугах. Историк Усам Байсаев напоминает о деталях, которые, по его словам, лишают бывшего советского лидера репутации освободителя чеченского народа:
- Этот человек не заслуживает увековечения. К восстановлению республики он имеет все-таки косвенное отношение. После смерти Сталина начались послабления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года за попытку поехать к родственникам в соседнее село спецпоселенцы (чеченцы, ингуши, карачаевцы и другие) получали до 20 лет каторги. Эти драконовские меры были отменены практически сразу же после смерти Сталина.
- В июле 1954 года Совет министров СССР принял постановление о снятии ограничений юридического статуса переселенных лиц. Те, кто считался занятым общественно-полезным трудом, получал разрешение на свободное местожительство в республике или области, куда они были поселены. То есть если раньше им не разрешалось выходить за пределы одного населенного пункта, то сейчас им позволялось ездить в пределах области, где они были поселены. По этой резолюции ежемесячная регистрация была заменена на ежегодную. Паспорта спецпоселенцам начали выдавать в 1955 году, согласно принятому в марте того года решению.
- Именно в 1955-м, после того, как чеченцы, ингуши, карачаевцы получили свободу передвижения в пределах области и получили на руки паспорта, эти люди начали самовольно выезжать на Кавказ, селиться в своих дворах, вырытых в земле ямах, землянки строили. Руководство страны, в частности, Никита Сергеевич Хрущев, никакого отношения к этому не имел.
- ХХ съезд КПСС состоялся 14 февраля 1956 года, а восстановление республики официально было оформлено только 9 января 1957 года. До этих пор руководство страны пыталось остановить процесс самовольного возвращения. Например, чеченцам и ингушам, возвращающимся на родину, предлагалось восстановить республику в пределах Казахстана со столицей в Чимкенте. Это предложение было отвергнуто. Потом разрешили вернуться на Кавказ, но сказали селиться не в самой Чечне и Ингушетии, а в юго-восточных районах Ставропольского края со столицей в городе Кизляр. Это предложение также было отвергнуто.
- 16 июля 1956 году указ о снятии чеченцев с учета в спецпоселениях установил, что снятие с учета не влечет за собой возвращения имущества, конфискованного при выселении. Одновременно с этим в июле 1956 года власти попытались вынудить освобождаемых лиц расписаться в том, что они не будут претендовать на возвращение имущества и не вернутся (что самое важное!) в те места, из которых были депортированы. Десятки тысяч горцев отказались подписать такие документы. Процесс этот было не остановить.
- Если власти Советского Союза хотели восстановить справедливость, почему тогда же они не восстановили, скажем, автономию татар Крыма или немцев Поволжья, не вернули к местам прежнего проживания турков-месхетинцев? Эти народы, почувствовав послабление, просто ринулись к себе на родину. Никто не заботился о восстановлении справедливости, попранной в их отношении.
- Я не думаю, что памятник Хрущеву как восстановителю республики уместен в Грозном. Нужно ставить памятник условному первому чеченцу или ингушу, который, сложив в чемодан кости своих умерших родственников, вернулся домой и поселился у себя во дворе в землянке или шалаше.
Проблема исторической справедливости или ее отсутствия, считает главный редактор информационного ресурса Caucasustimes Ислам Текушев, не имеет отношения к принятому нынешними властями Чечни решению. Последние стремятся лишь обрести правовые основы своего существования:
- В начале 90-х чеченское общество поддержало дудаевскую революция, которая внедрила новую несоветскую легитимность. Она опиралась на опыт дореволюционного чеченского сопротивления и традиционный уклад жизни. В основу государственного проекта была положена сформулированная еще в момент вторжения Российской империи на Северный Кавказ идея о свободной, вне России, жизни. Эта платформа и составила основу легитимности всех мятежных президентов после Дудаева - [ Зелимхана ] Яндарбиева и [ Аслана ] Масхадова.
- Очевидно, что новым чеченским вождям явно не хватает аргументов для обоснования законности своего пребывания у власти. Они утвердились в Чечне, свергнув законно избранного президента ( Масхадова – РС), при этом опираясь не народ, а на явившуюся извне военную силу. Теперь Рамзан Кадыров указал на то, что источником его легитимности станет прерванная советская традиция. Здесь нет никакой особо оригинальной идеи. Аналогичные процессы уже давно идут в России. Кремль также пытается черпать собственную легитимность из разных периодов и разных событий советского прошлого.
Памятник Хрущеву будет установлен к лету в районе грозненской площади Минутка.