Бывший резидент КГБ в Лондоне, а ныне историк советских и британских специальных служб Олег Гордиевский сомневается в правдоподобности версии первого канала BBC об отравлении Александра Литвиненко. По его мнению, первая попытка отравить Литвиненко, о которой поведало британское телевидение в фильме «Как отравить шпиона», была на самом деле «генеральной репетицией» спецоперации по устранению бывшего подполковника ФСБ. В интервью Радио Свобода г-н Гордиевский высказал свое мнение по этому делу.
- Как вы относитесь к версии, что Литвиненко пытались отравить несколько раз, и первая попытка была сделана еще до встречи Литвиненко с итальянцем Марио Скарамеллой? Кажется ли вам эта версия правдоподобной?
- Вообще-то нет. Потому что, если бы ему подсунули какой-то яд, он бы уже умер к 1 ноября. Так что это была генеральная репетиция. Все оперработники, спецслужбы, военные, проводят генеральные репетиции своих операций. Вот в этот день была репетиция, у них был яд с собой, потому что полагается иметь все боевые вещества в наличии, они пришли, они ему зубы заговаривали, но не решились положить ампулу. И неизвестно, был ли с ними специалист по ядам. Он может делать свою репетицию отдельно. Он может смотреть [со стороны], сидеть [неподалеку], думать, как подойти, какое место лучше, потом пойти в другой отель, посмотреть и сказать: нет, лучше в [номере] сделать. И когда он, этот специалист, допустим, увидел, что в комнате стоит чайник, есть печенье, сахар, можно чай за пять минут в номере сделать… И он, этот самый специалист, посмотрел на кафе - кафе не годится, очень шумное, все на виду, а [гостиничный] номер - блестяще. И они решили сделать в номере.
- Этим специалистом, непосредственным исполнителем убийства, называют некоего Владислава: стриженый, темноволосый мужчина лет тридцати, высокий, крепкого телосложения, с внешностью выходца из Центральной Азии. Якобы есть даже его фотография, сделанная камерами аэропорта.
- Да, аэропорта Гамбурга и Лондона.
- А что еще известно об этом человеке?
- Ничего не известно. Поэтому и операция такая сложная. Потому что он приехал по неизвестно какому паспорту, скорее всего, европейскому, и исчез.
- Откуда у вас все эти данные о Владиславе? Насколько эта информация достоверна?
- Достоверна на 90 процентов. То, что была репетиция, подтверждено многими косвенными признаками, а также теми следами радиоактивного заражения, которые были оставлены в других местах раньше первого ноября.
- Кстати, Луговой уже высказался по этому поводу. Он опроверг информацию о том, что на встрече с Литвиненко в отеле «Миллениум», кроме него и Дмитрия Ковтуна, присутствовал третий человек. Слова Лугового приводит «Московский комсомолец»: «Достаточно легко проверить, кто находился в день нашей встречи с Литвиненко в гостинице, в холле, в баре. Все это фиксировали камеры. Кроме того, у нас множество свидетелей - Соколенко ( Вячеслав Соколенко, деловой партнер и друг Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна. - РС) и моя жена, наконец, мои дети. Все они могут подтвердить, что никого кроме меня и Ковтуна на встрече не было. Так что комментировать сообщение о некоем третьем лице просто глупо. К тому же официальных сообщения Скотленд-Ярда на этот счет тоже не было». Почему он все отрицает? Действительно ли у него такое железное алиби, как вы думаете?
- Они все отрицают. Но если не было человека, что тогда? Значит, это он положил яд. Тогда еще хуже. Вообще, если англичане его поймают, они его растерзают на части.
- Скажите, если действительно на уровне следствия официально подтвердится, что 16 октября это была репетиция попытки отравления Литвиненко, проясняет ли это какие-то моменты или, наоборот, делает картину убийства более запутанной? Становится ли ясно окончательно, куда ведут ниточки?
- Конечно, если это подтвердится, эти ниточки еще более [явственно укажут] на КГБ.
- Как вы думаете, удастся ли все-таки следствию окончательно установить картину этого убийства?
- Картина убийства, конечно, будет восстановлена очень точно, но только никогда не будет пойман этот нелегал, который положил пилюлю в чай.