22 января стало известно, что с 1 февраля прекращает работу московская редакция издательства «Ультра.Культура», известного публикациями книг оппозиционных российских политиков и альтернативной западной литературы. Одновременно с известием о закрытии «Ультра.Культуры» появилось сообщение о том, что главный редактор издательства, поэт, автор текстов многих песен легендарной группы «Наутилус Помпилиус» Илья Кормильцев тяжело болен. Он находится в британской клинике с подозрением на рак в четвертой стадии. Корреспондент Радио Свобода в Лондоне побеседовала с женой Ильи Кормильцева певицей Алесей Маньковской.
— Расскажите, что случилось с вашим мужем. Как и почему он оказался в больнице?
— К сожалению, он уже приехал в не очень хорошем состоянии. Очень часто жаловался на спину. Практически не мог ходить. За последние три месяца он потерял больше 10 килограмм, выглядел просто ужасно. Но как человек очень сильный, он до конца надеялся, что это не больше, чем какое-то повреждение в спине. Мы вызывали массажиста, старались вставить ему позвоночник. Но, похоже, что проблема оказалась намного более серьезной. В конце концов, мы были вынуждены просто обратиться в госпиталь. Потому что он стал ужасно выглядеть, исхудал. Было, конечно, очень, очень плохо.
— Его намерены перевести в хоспис. Чем это вызвано?
— Это вызвано тем, что он приехал сюда по гостевой визе. Потому что он планировал привезти и Каролину (нашу дочь), и через некоторое время вернуться в Москву. У него было огромное количество проектов и дел в Москве. Просто это откладывалось и откладывалось из-за его болезни. Поэтому здесь он находится на туристической визе. А туристическая виза не дает прав. Сейчас мы будем, конечно, стараться как можно быстрее оформить бумаги и документы на другой тип визы.
— Значит, речь идет о финансовых проблемах.
— К сожалению, да, как обычно.
— Понятно, что нужны средства на лечение. Как решаются, если вообще решаются эти проблемы?
— Вы знаете, они решаются. Я могу сказать одну вещь, что, к сожалению, для Ильи, например, было очень большим ударом, что когда его работодатель в Москве узнал о том, что он тяжело болен, тот просто уволил его с работы, не выплатил зарплату. Это было несколько печально, скажем так. Потому что главный редактор «Ультра.Культуры» больше не является главным редактором «Ультра.Культуры». Это было сделано в таких обстоятельствах, с моей точки зрения, достаточно бестактно. Но все-таки пусть Илья с этим разбирается, не мне судить.
А решается так, что мы планируем открыть счет и провести концерт. Я планирую принять участие в этом концерте, благотворительный концерт. Наши друзья, к счастью, нам помогают. Питер Аэртон. У него свои издательства. Он настолько заинтересован в том, как помочь нам, что предложил свое участие в организации благотворительных вечеров. Я, честно вам скажу, несколько в растерянности. Для меня это большая неожиданность. Единственное, что я могу сделать, это отвечать на все варианты помощи своим горячим согласием. Но сама я ничего, к сожалению, не могу сделать.
— Помимо этой финансовой помощи, какая, с вашей точки зрения, помощь сейчас ему нужна?
— Я думаю, что ему очень нужна моральная помощь. Я уверена, на самом деле, что когда человек находится в таком тяжелом состоянии, ему очень важно знать, что он, по-прежнему, нужен, он по-прежнему не забыт. Последние события, которые происходили в России, в Москве, последний шквал грязи, ругани, который на него обрушился, в каком-то смысле и мог сыграть свою негативную роль в том, в каком состоянии он находится сейчас.
— Как вы полагаете, издательство «Ультра.Культура» закрыто исключительно по финансовым соображениям или есть какие-то другие причины?
— Я уверена, что финансовые причины не являются одним из первых. Я уверена, что причины лежат намного глубже. Мне кажется, что политический аспект в этом тоже присутствует. Последние истории с возбуждением уголовных дел против книжек, изыманием книг из магазинов говорят о том, что, на самом деле, до сих пор книга является оружием. По-видимому, это оружие, которое было в руках «Ультра-Культуры», показалось современной российской власти слишком опасным.
— Алеся, вас будут слушать миллионы слушателей в России, слушателей Радио Свобода. Чтобы вы хотели им сказать?
— Я бы им хотела сказать вот что. Ни в коем случае не подумайте, что мы сидим здесь, в Лондоне, и просим денег. Мы не просим денег, мы просим нам помочь. Мы оказались в очень тяжелой ситуации. Мы оказались в ней внезапно, оказались в чужой стране среди чужих людей. Мы просим помощи. Кто может помочь словом, кто может помочь делом, кто может помочь деньгами, пусть каждый сам решает сам за себя, какую помощь он может оказать. Главное, чтобы мы почувствовали, что мы не одни, где-то наши родные люди рядом. Вот и все.
Интервью корреспондента Радио Свободы Елены Фанайловой с владельцем издательства «Ультра.Культура» Александром Бисеровым
Александр Бисеров опроверг сообщение о закрытии «Ультра.Культуры» и об увольнении Комильцева с поста главного редактора издательства: «Мы не закрываем офис "Ультра.Культуры", мы не закрываем издательство "Ультра.Культуры". Мы сейчас производим некоторые работы, связанные с минимизацией расходов "Ультра.Культуры". Наверное, это была бы наиболее точная формулировка».
— Это решение о минимизации ваших расходов как-то связано с болезнью Ильи Кормильцева?
— Абсолютно нет. Постановка в такой форме вопроса — это само, мне кажется, уже недопустимо. Болезнь Ильи — это страшная трагедия, которая, я надеюсь, в конечном итоге, никак не повлияет на работу «Ультра.Культуры». Мы все равно будем считать его членом нашей команды, и считаем его членом нашей команды. Он остается членом нашей команды. Работа «Ультра.Культуры» будет продолжаться. Она в любом случае будет продолжаться. Илья задал такой творческий заряд, что, я думаю, его хватит еще на продолжительное время. Я искренне надеюсь, что Илья возобновит работу в издательстве, когда кончатся вот эти трагические неприятности.
— Конечно, у людей, которые наблюдают за ситуацией, возникает впечатление, что решение о закрытии офиса принимается, в том числе, и из-за процессов против вашего издательства с обвинениями то в разжигании межнациональной розни, то в пропаганде и распространении наркотиков, то еще в чем-нибудь одиозном. Можете это как-то прокомментировать?
— Конечно, «Ультра.Культура» привлекла к себе в последнее время пристальное внимание, причем, совершенно не стремясь к этому. Честно говоря, когда о твоем издательстве говорят, это всегда приятно, но когда начинают говорить в контексте нарушения закона, это не было никогда самоцелью. Мы пытались честно делать свое дело — выпускать ту литературу, которая, нам казалось, должна иметь отклик у читателей. Почему вдруг возникла вся эта история?.. С одной стороны, эта история неприятная, а, с другой стороны, закрытие московского офиса… В меня вообще желание, в конце концов, поставить, может быть, жирную точку и сказать – московский офис «Ультра.Культуры» не закрывается, он просто временно переносится в другое место.
— А куда, можно узнать?
— Пока не знаю, мы как раз рассматриваем разные варианты. Все равно московская редакция «Ультра.Культуры» будет работать в таком же режиме, как и до этого. Не очень бы хотелось, чтобы в конечном итоге процесс и комментарии выглядели так, что какая-то паника на рынке, что издатели пугаются и так далее. Я абсолютно искренне говорю, что эти два процесса оказались по времени почти совпавшими, но по смысловому содержанию совершенно несовпадающими.
В «Сити-банке» открыт счет для сбора средств на лечение Ильи Кормильцева. Номер счета вы можете найти на сайте издательства «Ультра.Культура».