Президент России Владимир Путин находится с официальным визитом в Дели. Итогом вчерашних переговоров стало подписание ряда соглашений, в том числе, в области развития атомной энергетики и военно-технической сфере. Путин заявил, что сотрудничество России и Индии в ближайшие годы будет основываться на гармонии между политической составляющей и экономическим содержанием. Эксперты отмечают, что сотрудничество России и Индии вышло за рамки сугубо двусторонних отношений.
О значении и особенностях этого визита рассказывает президент Фонда поддержки востоковедческих исследований Сергей Лузянин:
- Сегодня, кроме двустороннего формата, который сам по себе, конечно, важен, совершенно четко просматривается и более широкий, глобальный формат. Если говорить об Индии, то Индии нужна поддержка России для лоббирования продвижения Нью-Дели в постоянные члены Совета Безопасности ООН. И совершенно ясно, что сегодня Индия - лидер в Южной Азии - она, собственно, им и была. Но, кроме этого, учитывая складывающийся такой трехсторонний формат - Индия, Китай и Россия, - сгладились отношения Пекин-Дели уже на официальном уровне. Сегодня Индия - крупный инвестор в российскую экономику. Суммируя все это, можно говорить о неком новом качестве. Главное в этом новом качестве - это прагматизм, раз, и колоссальные растущие амбиции Индии, которой нужна Россия, два. И третье - Россия и Индия (ну и за кулисами Китай) официально и неофициально отстаивают некую многополярную повестку мира. Она не совпадает совсем с американской, и из этого вытекает, что есть сближение позиций Индии и России по Ближнему Востоку, по Ирану и так далее, и так далее. Так вот, суммируя все это, можно говорить о неком новом качестве международной политики.
- Насколько важную роль в сегодняшних отношениях Москвы и Дели играет бывшая дружба народов между Советским Союзом и Индией? Есть ли здесь некие ностальгические нотки?
- Это классическая ностальгия. «Россия и Индия - братья навек», горячие поцелуи Брежнева и Индиры Ганди, других индийских лидеров. Все это в прошлом. Индия всегда ведь в советско-индийских отношениях некий идеологический такой оттенок носила: лидер некапиталистического мира, некий полусоциалистический эксперимент у Неру. То есть всегда как бы Индия рассматривалась в советской политике, как некий «голубь мира». И сегодня невольно это осталось, хотя, если говорить жестко и прагматично - Индия не такой уж голубь мира. Индия и Пакистан, на мой взгляд, несут достаточно равную ответственность по кашмирской проблеме, они имеют ядерное оружие, ну, де-факто признанное, де-юре - понятно, что это нарушение с 1998 года Договора о нераспространении [ядерного оружия], и другие известные вещи. Но эта ностальгия советская действительно осталась.