Московская городская дума на днях приняла в первом чтении проект закона о столичных такси, который предусматривает создание реестра таксомоторных компаний и устанавливает правила работы на этом рынке. Власти обещают зарегистрированным компаниям всяческую поддержку, в частности, намерены создать муниципальные стоянки на самых загруженных участках городских дорог.
Представители же оппозиции в Мосгордуме называют законопроект пустым и считают, что с его появлением на улицах Москвы ничего не изменится. Такого мнения, в частности, придерживается глава фракции «Яблоко» Сергей Митрохин, который рассказал о законопроекте в интервью Радио Свобода:
- Закон не решает основную проблему - дороговизны такси в Москве, потому что он не предполагает какие-то санкции за то, что таксисты требуют с пассажиров плату большую, чем указано на счетчике. А для того, чтобы таксисты вели себя цивилизованно, для этого на самом деле необходима конкуренция в этой сфере. Здесь одними только запретительными методами ничего не добьешься. В общем, в целом следует признать, что закон довольно пустой.
- Идет ли речь в новом законопроекте исключительно о классических легковых автомобилях или он касается и маршрутных такси? Это и безопасность, и комфорт, и качество обслуживания. Будет ли наведен порядок в этой сфере?
- В том-то и дело, что слишком узкая сфера регулирования. Туда не входят ни маршрутные такси, ни входят грузовые такси. Это такой узкий подход. В данной сфере деятельности он, конечно, не является выигрышным. Хотя определенные требования, которые в нем существуют, они, наверное, полезные и правильные.
- Перевозчики, включенные в реестр, смогут допускать к управлению такси только лиц, имеющих водительский стаж не менее трех лет, знающих русский язык и умеющих ориентироваться в столице, говорится в законе. Интересно, а как будут проверяться знания русского языка у водителей?
- Таких моментов много у нас в законодательстве. У нас же теперь еще и милиция наделена правом определять, знают ли мигранты русский язык. Когда законодатели вносят такие нормы, они не очень-то задумываются об их реалистичности и о том, кто их будет претворять в жизнь.
Там еще есть требование о том, что в очереди на такси должен отдаваться приоритет беременным женщинам. У депутатов уже были вопросы: а как определить беременность на ранней стадии? Таких ляпсусов в этом законе довольно много, но этим он мало чем отличается от других законов, как московских, так и федеральных.
- Не приведет ли этот закон к монополизации этого довольно доходного бизнеса и к еще большему подорожанию такси?
- Как известно, строгость российских законов компенсируется их неисполнением. Уверен, что этот закон не будет выполняться на 100%. Ну, может быть, он затронет только те организации, которые официально войдут в реестр.
- А нет оснований говорить, что этим законопроектом московские власти лоббируют интересы определенных компаний, крупных, которые давно хотят потеснить конкурентов?
- Думаю, что элемент лоббизма есть, как и в любом законе. Цели преследуются довольно правильные - легализация этого бизнеса, его упорядочение. Но что касается проблемы конкуренции, то она, безусловно, может возникнуть, потому что закон, например, позволит выдвигать какие-то препоны для создания таких компаний или работы тех компаний в Москве, которые неугодны властям или не входят в какие-то скрытые картели автоперевозчиков, и может применяться избирательно. В этом отношении, действительно, уровень монополизма может повыситься.
- Как-то может этот законопроект отразиться на тех людях, которые занимаются частным извозом, которые не включены ни в какие реестры, а время от времени выезжают на улицу и подбирают случайных прохожих и этим зарабатывают на жизнь?
- К сожалению или к счастью, этот закон на них никак не скажется, там нет никаких повышенных требований к частным извозчикам. С одной стороны, это, может быть, и плохо, потому что все-таки люди, занимающиеся трудовой деятельностью, должны платить налоги, ну, а с другой стороны, хорошо, потому что эти нелегальные извозчики составляют реальную конкуренцию таксистам, и если бы их не было, то цены на такси были бы в два раза выше, чем сейчас. С моей точки зрения, нужно идти по пути легализации вот этого индивидуального предпринимательства.
Есть возможность сегодня покупать патенты у тех, кто занимается частным извозом на легковых автомобилях, однако никто не спешит этого делать, потому что законодательство этого особо не требует. Проблемой нелегального извоза никто абсолютно не занимается.
- Кто должен будет контролировать выполнение этого закона? ГАИ? Не повысит ли это уровень коррупции?
- Вот этот вопрос тоже остался открытым, хотя предусматриваются определенные штрафы. Но штрафы касаются только таких самозваных таксистов, которые вешают на свои машины знаки «такси», но при этом не включены в реестр и не выполняют других требований закона. Других никаких штрафов не предусмотрено, то есть ничего сверх того, что содержится в Правилах дорожного движения в смысле ограничений или санкций, этот закон не дает. Поэтому ожидать от него каких-то изменений ситуации не приходится.