Ссылки для упрощенного доступа

Фонд Сименса поощрил «героический индивидуализм»


Брайан Фернихоу, британский композитор-авангардист
Брайан Фернихоу, британский композитор-авангардист

Британский композитор Брайан Фернихоу (Brian Ferneyhough), лидер движения «Новая сложность» (New Complexity), лауреат престижной музыкальной премии Фонда Эрнста фон Сименса (Ernst Werner von Siemens Fund) за 2007 год.


Фонд фон Сименса основан внуком знаменитого промышленника и занимается пропагандой современной музыки. Обладателями премии фонда за 35 лет ее существования становились, в частности, Бенджамин Бриттен, Мстислав Ростропович, Даниэль Баренбойм.


Брайан Фернихоу получил премию за «последовательное изучение и углубление авангардистских находок, расширение возможностей музыкального исполнения». Особенно отмечено последнее оркестровое сочинение Фернихоу — «Внезапность» (Suddenness), состоящее из 111-ти фрагментов.


Брайану Фернихоу 64 года, он родился в Ковентри. Музыкальное образование получил в Голландии и Швейцарии. Автор многочисленных симфонических сочинений, отличающихся композиционной сложностью и большим разнообразием. Фернихоу считается одним из лидеров европейского музыкального авангарда.


О Брайане Фернихоу говорит лондонский музыкальный критик Ефим Барбан: «Мне довелось общаться с Брайаном Фернихоу и обсуждать с ним проблемы его творчества. Первое, что меня поразило в этом незаурядном композиторе и человеке, это редко встречающееся среди художников соединение большого таланта и личностной значительности. Фернихоу-композитор оказался конгениален Фернихоу-человеку.


Из разговора с ним запомнилось его страстная защита индивидуалистической традиции в музыке, которую он противопоставляет расплодившимся в современной музыке многочисленным направлениям и течениям. "Я верю, — заявил Фернихоу, — в героический индивидуализм, получивший развитие в европейской музыке с середины XIX по середину XX века".


Любопытно, что главными импульсами создания музыки, главными источниками вдохновения для британского композитора служит вовсе не чисто музыкальные идеи или технические задачи, а литературные и живописные произведения. Примером здесь может послужить его семичасный оркестровый цикл "Темница воображения", навеянный гравюрами Пиранези. Среди повлиявших на его музыку художников Фернихоу называет Джексона Поллока, Роберта Матта и Фрэнсиса Бэкона. Композиторы, погрузившиеся только в звук, считает он, похожи на страусов, сунувших голову в песок. Долг композитора, по его мнению, — приобщение к максимально возможному числу различных творческих практик.


Фернихоу отвергает навешиваемые на него критикой ярлыки апологета усложненной авангардистской композиторской техники. "Для меня техника, — говорит он, — служанка более высоких идейных соображений, воплощенных в музыке. Я, как хирург во время операции, вскрываю и зашиваю отдельные участки духовного тела нашей цивилизации"».


XS
SM
MD
LG