Ссылки для упрощенного доступа

Варшава обновила список претензий к Берлину


Польша считает, что немецкие поляки заслуживают признания своих особых прав не меньше, чем сорбы. На снимке: лужицкие славяне отмечают Пасху
Польша считает, что немецкие поляки заслуживают признания своих особых прав не меньше, чем сорбы. На снимке: лужицкие славяне отмечают Пасху

Как считают наблюдатели, отношения между Германией и Польшей достигли в последние недели самой низкой точки за всю послевоенную историю. По каким причинам происходит это похолодание?


Польские СМИ с нескрываемым возмущением отметили это факт: когда в финале чемпионата мира по гандболу (поляки проиграли тот матч немцам), президент Лех Качинский вышел на поле, чтобы приветствовать соотечественников, кельнский стадион взорвался оглушительным свистом и топотом. В телевизионный кадр при этом попало натянутое над трибуной огромное полотнище с надписью: «Вы можете украсть наши автомобили, но не звание чемпионов».


Это случай еще раз подтвердил, что и десять лет спустя подписания польско-немецкого договора о добрососедских отношениях эти самые отношения оставляют желать лучшего.


Накануне визита президента в Германию его брат-близнец премьер Ярослав Качинский дал интервью газете Dziennik, в котором обрушился на немцев с тяжкими обвинениями. По его словам, Германия переписывает историю, ставит под сомнение принадлежность Польше территорий вдоль границы по Одеру, подвергает дискриминации поляков, проживающих в Федеративной республике, запрещает их детям говорить на родном языке, а в Европейском Союзе руководствуются только своекорыстными интересами. Примером тому могут служить энергетические сделки Берлина с Москвой, представляющие-де угрозу для интересов Польши.


Профессор политологии университета баварского Айхштадт Леонид Люкс полагает, что обострение в двусторонних отношениях не связано с политической конъюнктурой, то есть приходом к власти в Польше консервативной партии «Право и справедливость»:
- Главные причины этого конфликта укоренены, конечно, в истории. В Европе, возможно, нет другой такой страны, в которой историческое прошлое, историческое сознание играло бы такую важную роль, как в Польше. Это связано с трагическим опытом этой страны, с ее историческими травмами.


Требование признать немецких поляков национальным меньшинством наравне с лужицкими сорбами и датчанами наш собеседник считает второстепенной проблемой:
- До какой степени это меньшинство является коренным? Не думаю, что эта проблема будет играть в отношениях между Польшей и Германией большую роль. Главная причина конфликта - то, что и Германия, и Польша не могут преодолеть пока травм Второй мировой войны.
- Нацистская оккупация Польши была самой жестокой в ее истории. А после войны началась уже трагедия немцев, которые были изгнаны с территорий, которые были присоединены к Польше. В истории этих двух народов так много травм, что они не могут не влиять на их сегодняшние отношения. Несмотря на все эти травмы, еще 42 года назад польские епископы в послании немецким иерархам заявили, что они прощают и просят о прощении. Так что, с одной стороны, мы имеем эти травмы, а с другой, невероятное количество попыток примирения.


Берлин утверждает, что непреодолимых разногласий в отношениях с Варшавой у него нет. Однако аналитики указывают на возможную причину нового конфликта двух стран: федеральный канцлер Ангела Меркель (сейчас она председательствует в ЕС) намерена разморозить процесс принятия европейской конституции, а Польша относится к этому документу отрицательно. Леонид Люкс не склонен преувеличивать эти расхождения:
- Европейский Союз привык к разногласиям и спорам. Нельзя забывать, что эту конституцию сначала отклонили французы и голландцы. В истории Союза было невероятно много споров, которые всегда решались за столом переговоров. То, что Польша и Германия впервые за многие столетия являются членами одного военного и политического союза, вселяет надежду на разрешение этого конфликта.


XS
SM
MD
LG