Современная индустрия развлечений все чаще одерживает верх над традиционными театрами, музеями и библиотеками. Однако двадцать процентов жителей Литвы посещают библиотеки.
Если верить результатам некоторых исследований, жители Литвы — по сравнению с соседями, латышами и эстонцами — бо́льшие домоседы. Больше половины из них предпочитают проводить свободное время в домашних хлопотах и у телевизора или радиоприемника. На втором месте — чтение газет и журналов, на третьем — встречи с друзьями. Потом следует опять чтение, но уже книг, и затем — занятия спортом. Что касается посещения учреждений культуры, то, по данным Департамента статистики республики, регулярно ходят в библиотеки 25% жителей Литвы. Также примерно четверть минимум раз в год бывают в театре. Музеи литовцы, видимо, особо не жалуют, предоставляя их осмотр в основном иностранцам. Исключение составляют популярные Морской музей в Клайпеде, Национальный — в Вильнюсе, Исторический — в Тракае и Грутский скульптурный в Друскининкае. В них за год успевают побывать более двух с половиной миллионов человек.
Естественно, интересы очень разнятся у людей разного возраста: среднее и старшее поколение любит походы в Национальную оперу и филармонию, молодежь — на модные концерты, в кино и клубы.
В любом случае это количество нельзя сравнить с числом посетителей торгово-развлекательных центров. В вильнюсском «Акрополисе» с его чередой магазинов, ресторанов, кинозалов и ледовой ареной под одной крышей, в прошлом году побывали 13 миллионов человек! У подобного центра в Клайпеде — еще большие показатели. Говорит само за себя и название нового центра современного досуга в Каунасе — «Мега». Известно, например, что именно шопинг, как времяпрепровождение, в первую очередь интересен в Литве латышам и эстонцам.
Уровень посещаемости театров, музеев и библиотек в Литве ниже, чем в Латвии и Эстонии. При том, что подобных учреждений и всяческих книжных фондов здесь больше. Одни социологи видят причину в еще сохраняющейся патриархальности семейного уклада, другие — в силе крестьянских традиций и отсутствии зрелой городской культуры, в том числе досуга, третьи — в нехватке у людей денег на спектакли и выставки. Психологи упоминают и традиционную литовскую закрытость, порой опасно граничащую с замкнутостью, добавляя: современный человек, особенно городской, просто-напросто устает от обилия информации и мелькания лиц.
А искусствовед Татьяна Ясинская радуется тому, что литовские кафе, как место общения, по-прежнему остаются любимыми и доступными для всех: «То, что время уходит в Вильнюсе в дверь кафе, писал еще Бродский. По-прежнему, много народу. Кафе есть на всякий вкус. Там сидят люди и с ноутбуками, и пенсионеры, и студенты. Это беседа, это непосредственное общение. Еще в глубокие советские годы это было характерно. Что же касается посещения музеев, меня всегда поражало в Литве, что и в советские времена, в музеи ходили люди и несли детей на руках. Это была такая нормальная традиция. Посещение концертов — это входило в культуру семейного литовского обихода. Музейное сообщество, которое очень сильное в Литве, недостаточно противостоит вот этому феномену, что потребительская культура общества быстренько сформировалась, и растет, как дрожжах, в пику и гражданскому обществу, в пику культурному сообществу. А достаточно ли привлекательны сегодняшние музеи Литвы, чтобы в них также валом валили? Недостаточно. Я даже с некоторой завистью вижу, что творится в музея российских. Какие там проводятся спектакли, вечера, какие клубы возникают вокруг музеев. К сожалению, в Литве я такой тенденции пока не замечаю, хотя уже есть у нас вот эта "Ночь музеев" — такая европейская традиция. Есть, конечно, музеи замечательные — Морской музей в Клайпеде, самый посещаемый. Каждый сезон там возникают новые познавательные программы, какое-нибудь новое представление с дельфинами. В прошлом году, например, они собрали международную конференцию по дельфинотерапии. Крупнейшие специалисты в мире приехали туда и читали лекции», — говорит Татьяна Ясинская.
Легендарный театральный мир Литвы, столь богатый талантливыми режиссерами и актерами, согласно статистике, уступает Латвии и Эстонии по уровню зрительской активности. Билеты в местные театры раскупаются мгновенно, однако это касается лишь самых популярных театров, конкретных постановок и громких имен: Национальной оперы, например, или режиссера Римаса Туминаса, на спектакли которого в вильнюсском Малом театре очень трудно попасть.
Если литовец склонен к уединению, что тогда, спросила я режиссера-философа Римаса Туминаса, приводит его в театр? «Тоже самое он находит в театре — тоже самое уединение. Во время спектакля пробуждается его внутренний мир. Хотя и в массе людей он сидит, но все-таки наиболее, как ни странно, уединение находит в этих минутах, пробуждение его тайных мыслей. Мощная работа подсознания, когда ты лучше себя узнаешь, оцениваешь себя, и в этом получаешь возможность становиться личностью», — считает Римас Туминас.
Итак, театр, библиотека и музей, с одной стороны, и торговый центр, казино и телевизор с другой, ведут жесткую, по законам общества потребления, борьбу за то, чтобы владеть вниманием человека, его временем и кошельком. Выбор формы досуга — один из знаковых критериев, определяющий новое поколение людей, для которых Акрополь может остаться лишь названием модного торгового центра в Вильнюсе, Эрмитаж — магазином строительных материалов, а Бетховен — собакой из одноименного фильма.