В один январский вечер канал «Культура» разразился очередным ток-шоу. Телезритель был приглашен на рандеву с колоритными персонажами, намеревавшимися затейливо обсуждать недостатки грешного мира. На сей раз, тема оказалась необычной, предстояло выяснить: является ли миром грез современный спорт?
Ток-шоу разворачивалось по правилам боевой программы «Культурная революция». Размышления создателя и ведущего программы, руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого, были бесхитростны. Известно, что спорт в единстве с физической культурой составляют неотъемлемую часть культуры. Звездам российского спортивного мира наверняка очевидны происходящие в спорте революционные перемены. Стоит известных знатоков задеть за живое, и шоу, как говорится, на мази.
Но грезы-то причем? Именно разговор о грезах должен был придать шоу особый культурный контекст. Спорщиков подобрали именитых. Один из дуэлянтов – Василий Кикнадзе, генеральный директор федерального телеканала «Спорт». Другой – профессор Николай Дурманов, глава антидопинговой инспекции Олимпийского комитета России, общеизвестный знаток спортивной медицины, убежденный борец за сохранение олимпийских идеалов.
В первом ряду шоу расположились VIP- персоны спортивного мира. Главный тренер и топ-менеджер славного российского тенниса вальяжный Шамиль Тарпищев, входящая в топ-десятку мирового тенниса, изящная Анастасия Мыскина, чемпион Олимпийских игр фехтовальщик Ильгар Мамедов. Под прицел телекамер готовы были подставиться другие боевые спортсмены, их родственники и друзья, писатели и журналисты.
Накладка произошла с самого начала. От участия в создании поэтической импровизации «Спорт и грезы» участники шоу решительно отказались сразу. При чем тут грезы! Спорт – это суровая действительность и дело социальной важности.
Только чье это дело? Диспут разворачивался без особого напряжения. Позиция и тезис Василия Кикнадзе: Современный спорт – значимый и все более весомый компонент мирового бизнеса. В первую очередь «пиара». При умелой организации менеджмента спорт вполне самостоятелен. Бизнес в состоянии содержать спортивные структуры и разрешать актуальные проблемы развития спорта.
Антитезис Дурманова: Трагедия современного спорта - в ориентации на высшие достижения. Трагедии не заметишь с трибун стадионов, о них можно получить представление под трибунами, в кабинетах спортивных врачей. Спорт высших достижений жесток на всех уровнях организации. Бизнес не станет заботиться о будущем тысяч людей, сжигающих себя во имя славы державы. Конечно же, в компетенцию государства входит и забота о школьном спорте и о спортивном досуге населения. Для государства – прямая выгода. Разумные и хозяйственные шведы подсчитали, что один евро, вложенный в развитие оздоровительного спорта, экономит два-три евро расходов на медицину.
«Заход» Дурманова казался более продуктивным. Артистически трепетная Анастасия Мыскина поведала о трудовых буднях звезд мирового тенниса. Шамиль Тарпищев заметил, что тренерам-энтузиастам не обойтись без государственной поддержки. Ильгар Мамедов убедительно разоблачил миф о щедротах Спорткомитета СССР. Оказалось, маэстро советского фехтования получали доступ к благам земным только раз в четыре года. И только лишь в случае блистательных побед на Олимпийских играх.
Поговорили о злодеях – родителях, яростно терзающих юных теннисистов по случаю неудач. «Какие деньги заплачены за тренировки! А они, разгильдяи…» Напомнили и о том, что спорт как был и так и остается социальным лифтом. Атлеты не грезили, а действовали целенаправленно, настойчиво с полной отдачей сил.
«Смысловой апофеоз» не состоялся. Диспутанты публично заявили, что остались при своих мнениях. Затейник вечера Швыдкой честно признался: что такое современный спорт, он так и не понял. Но тут же выразил надежду на то, что спорт будет честным. Здесь мне на память пришли слова кинорежиссера Алексея Симонова: «Швыдкой всегда более или менее достойно выходит из положения, в которое сам себя загоняет».
Почему же не состоялся «революционный» диспут о подлинных проблемах спорта? Вроде бы обсуждались серьезные вопросы, и компетентность участников сомнений не вызывала. Да вот беда, понятия о спорте, которые сложились у героев ток-шоу, устарели. Винить в этом спортсменов, тренеров и менеджеров нелепо. Некогда им спорить о понятиях. А разобраться в том, что происходит в современном спорте, не имея новых понятий, нельзя.