Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.
Надежда Перцева: Общественный совет по защите прав пациентов бьет тревогу. Практически прекращено финансирование российской федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников, что ставит по угрозу жизни тяжело больных людей, ежедневно нуждающихся в дорогостоящих лекарствах. Совет обратился к руководству России с требованием немедленно эту разрешить ситуацию.
Ольга Вахоничева: Жительница города Истра Московской области Ольга Олегина - мама мальчика с рождения больного наследственным тяжелым недугом муковисцидозом. Ее ребенок нуждается в дорогих препаратах, которые спасают мальчику жизнь. Однако, покупка этих лекарств становится для Ольги большой проблемой.
Ольга Олегина: Мы сталкиваемся с тем, что препараты, которые выписаны по решению врачебной комиссии, эти антибиотики, мы не можем получить их. Рецепты зачастую не принимаются на обеспечение. Это уже нарушение. Аптека не принимает на обеспечение. Бывает, когда их просто не выписывают (по Московской области это не актуально) и просто недопоставка. Про регионы даже и говорить не приходится.
Ольга Вахоничева: Людям с другими тяжелыми заболеваниями необходима ежедневная лекарственная поддержка. Ее гарантировала федеральная программа дополнительного лекарственного обеспечения льготников, принятая правительством в два года назад. Благодаря этой программе, число смертей, связанным с хроническими заболеваниями снизилось в России более чем в три раза. Однако, в последнее время ее финансирование сильно сократилось. По мнению президента Лиги пациентов Александра Саверского, причина в ряде ошибок, допущенных при принятии программы. Одна из них - использование страхового принципа.
Александр Саверский: Считалось, что менее больной платит за более больного, грубо говоря. Но при этом была предоставлена возможность людям выходить из программы, забирая деньги. Менее больные из нее вышли, остались только по-настоящему больные люди, которые требуют ежемесячно, ежедневно лекарственную поддержку. Вторая ошибка - недоучет психологии людей. Бюджет в данном случае представлялся достаточно резиновым. Все, начиная от дистрибьюторов, заканчивая врачами и пациентами, начали поставлять и выписывать, и пользоваться только дорогостоящими лекарствами, что моментально увеличило стоимость программы до огромных величин. Люди в конце года, в декабре, выписывали те препараты, которые им необходимы, потом выходили из программы, получив за это деньги.
Ольга Вахоничева: Выход один - срочно найти деньги на финансирование программы. В том, что это возможно Александр Саверский не сомневается.
Александр Саверский: Все думают, что в правительства они есть, по крайней мере, в стабфонде. Это как раз та ситуация, когда предвыборный год, и, конечно, используют... Все это понимают. Просто не понятно, почему так долго тянули, почему надо было доводить до кризиса. Вот это необъяснимо. Поэтому программа лопнула, просто взорвалась.
Ольга Вахоничева: На решение проблемы общественный Совет по защите прав пациентов отвел властям месяц. По словам президента Всероссийского общества гемофилии Юрия Жулева, если правительство не в состоянии принять срочные меры по спасению жизней миллионов людей, оно обязано уйти в отставку.