Потрясения на азиатских биржевых площадках продолжались и в начале нынешней неделе. Российский фондовый рынок отреагировал на это и на понижение американских индексов в пятницу падением на 5-6%. Что же сулят России и США, а также миру, который превращается в единый глобальный рынок потрясения на фондовых биржах?
Аналитики говорят, что ничего подобного Уолл-стрит не испытывал, по крайней мере, пять с лишним лет со времени терактов 11 сентября. Они спорят, является ли это естественным побочным продуктом рынка, рвущегося вверх четыре с лишним года и одаривающего инвесторов щедрыми прибылями, или за прыжками курсов акций можно разглядеть канун рецессии, как считает небольшая, но заметная группа скептиков, к которой, кстати, принадлежит бывший глава Федеральной резервной системы США Аллан Гринспэн.
На вопросы, которые волнуют рынок, Радио Свобода попытался ответить профессор экономики Гуверовского института Михаил Бернштам:
- Потрясения последних дней, скорее всего, не вызваны внутриамериканскими тенденциями. Они вызваны глобальными тенденциями, и прежде всего той большой коррекцией, которая происходит на рынке в Китае и через Гонконг передается на мировой рынок и на американский рынок. Но при этом существуют несколько показателей, скажем, растущая инфляция, которая говорит о том, что, возможно, будет некоторое замедление экономического роста в США, и об этом говорит Аллан Гринспэн, бывший председатель Федеральной резервной системы. Последние данные за прошлый год и за начало 2007 года говорят о том, что происходит некоторое замедление, тем не менее, в годовом исчислении экономический рост в 2006 году был 3,3%, то есть это вполне достойный рост.
- Если экономисты говорят о лишь небольшом замедлении, то почему на эти данные так экстраординарно реагируют рынки?
- Дело в том, что рынки стали глобальными, и это естественная реакция, потому что те люди, которые вложили деньги в азиатские рынки, потеряли деньги, они должны себя компенсировать, они продают акции, и рынки падают. Но, в принципе, рынки живут краткосрочными ожиданиями, и рынкам, в общем-то, свойственно поддаваться панике.
- Азиатский кризис 1998 года начался, казалось бы, незначительным событием - девальвацией таиландской валюты. И сегодня инвестиционный мир переполнен слухами о том, что, скажем, китайский фондовый рынок, по сути, пузырь, который может лопнуть в любую минуту, потянув за собой развивающиеся рынки.
- Ничего общего с тем, что было 10 лет назад, нет, потому что 10 лет назад рушились валюты, это был прежде всего кризис валют, и рушились долговые обязательства целых стран, таких как Индонезия, Южная Корея, потому что они занимали в долларах, и когда рухнули их валюты, они не смогли платить по долгам, и рушились банковские системы. То, что происходит сейчас, это скорее результат того ускоренного роста, который дал рынку, как это часто бывает, несколько неоправданные ожидания.
Вы правильно упомянули китайский рынок, давайте посмотрим статистику. Китайская экономика в 2006 году выросла на 10,7% - это огромный рост. Но рынок китайский вырос на 130%. То есть рынок вырос в 2,3 раза, а экономика только в 1,1 раза. Рынок рос более чем в два раза быстрее, чем экономика. Такой рост был неоправданным, и несколько раз коррекции были в пределах 10% капитализации китайского рынка. Поэтому то, что происходит сейчас, это не крах, а это коррекция на их быстрый рост.
- То, что вы отчасти сказали о Китае, видимо, относится и к России. Коррекция 1998 года привела в России к серьезным и тяжелым последствиям. Насколько такой поворот вероятен сейчас?
- Для России последствия могут быть очень серьезными, потому что есть очень большая разница между Россией и Китаем. В Китае основные инвесторы - внутренние, в России основные инвесторы - западные. Значит, если, скажем, падает рынок в Китае и в Гонконге, и люди теряют деньги и должны каким-то образом заработать деньги, чтобы платить по своим краткосрочным обязательствам, они будут сбрасывать акции тех или иных развивающихся рынков, прежде всего России, то есть российский рынок может рухнуть, потому что основной инвестор - западный.
- Какова вероятность такого поворота, как вы считаете?
- Она не очень велика, потому что есть другой фактор, который повышает ценность российского рынка, - это стабильно высокие цены на энергоносители. Не надо забывать, что российский рынок - это в основном такие предприятия, как «Газпром», «Роснефть» и другие, которые являются предприятиями энергетического сектора. И до тех пор, пока они дают стабильную прибыль, инвесторы, в общем-то, будут за них держаться.