Администрация Джорджа Буша отвергла инициативы России о начале переговоров по замене договора СНВ-1 новым ограничительным соглашением. Срок действия договора, подписанного в 1991 году еще Михаилом Горбачевым и Джорджем Бушем-старшим, истекает 5 декабря 2009 года. Уже в этом месяце эксперты двух стран начнут консультации о возможных шагах Москвы и Вашингтона после прекращения действия договора.
Как пишет газета The Washington Times, ссылаясь на бывшего заместителя госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасностью Роберта Джозефа, США «не намерены вводить контроль над вооружениями в духе холодной войны». Ушедший в феврале в отставку Роберт Джозеф заявил: «Мы не хотим делать ядерные боеголовки предметом торга в отношениях с Россией. Сегодня гораздо важнее такие вопросы, как сотрудничество в борьбе с ядерным терроризмом».
Вместо нового двустороннего соглашения Вашингтон предлагает Москве разработать некий набор мер, позволяющий двум странам контролировать объем ядерных вооружений друг друга. «В то время как русские настаивают на подписании юридически обязывающего соглашения, - пишет The Washington Times, - американцы нацелены на принятие «мер по созданию прозрачности и укреплению доверия», которые позволят обеим сторонам получать данные об арсеналах и потенциале друг друга».
«Без режима контроля в оценке российского арсенала мы будем зависеть от спутников и разведки, – приводит газета слова исполнительного директора Ассоциации по контролю над вооружениямиДарила Кимболла. – Это приведет к дальнейшему росту недоверия и взаимных подозрений». По оценке издания, ныне действующий договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) «обеспечивает единственный механизм взаимного контроля, на который также опирается Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), подписанный в 2002 году».
Однако США, похоже, отдают себе отчет в том, что существующие между двумя странами противоречия в вопросе ограничения стратегических вооружений вряд ли удастся. The Washington Times вспоминает, что президент России Владимир Путин в прошлом году пожаловался на «застой в области разоружения», в котором обвинил администрацию Буша. По его словам, она отходит от международных договоров. «Мы предлагаем нашим американским партнерам запустить переговорный процесс по замене Договора о СНВ», - приводит газета заявление Путина, сделанное им в июне 2006 года.
В последние годы сотрудничество двух стран в области разоружения, начатое еще в 70-е годы прошлого века, действительно не назовешь успешным. В 1993 году российским и американским лидерами был подписан договор СНВ-2, который сокращал и носители, и «привязанные» к ним боезаряды. Но в 2002 году Россия вышла из этого соглашения в ответ на отказ США от договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) от 1972 года, который запрещал создание противоракетных систем. Договор СНВ-3, который вместе с сокращением вооружений предусматривал и меры контроля и уведомления, вовсе не состоялся и был заменен упомянутым договором СНП, который этих этих мер уже не предусматривал.
Заключение взамен договора СНВ-1 нового «юридически обязывающего» соглашения позволило бы России избежать «обвала» в системе стратегических ядерных сил, который, как прогнозируют эксперты, может случиться после 2015 года. Москву беспокоит, что процесс списания старых ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ) серьезно опережает постановку на боевое дежурство моноблочных ракет «Тополь».
По договору СНП, к концу 2012 года у каждой из сторон должно остаться не более 1700-2200 стратегических ядерных боезарядов. Из них, по оценке военного обозревателя «Известий» Николая Хорунжего, около 1000 боеголовок будут базироваться на суше. Однако после 2015 года ракет с РГЧ у России почти не останется. Если же договор СНВ-1 не будет продлен, Россия получит право, не тратя средств на создание новой ракеты, начать размещение разделяющихся головных частей на старых «Тополях» (пока это запрещено договором СНВ-1).
С другой стороны, по мнению экспертов в том числе и в России, если Москва и Вашингтон откажутся от продления СНВ-1, будет потерян весь позитив, накопленный за десятилетия тяжелейшей совместной разоруженческой работы. «Систему стратегических взаимоотношений необходимо сохранить, - убежден участник переговоров по СНВ-1, директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов, - чтобы вновь не стать врагами в сфере ядерных вооружений. Один вариант - просто продлить срок действия СНВ-1 на пять лет, отменив некоторые обременительные статьи. Например, нам надо снять мешающее нам "правило типа", что разрешит нам размещать РГЧ на ракетах "Тополь-М", а американцам можно снять "правило разгрузки", благодаря чему они смогут сократить больше боеголовок путем частичной разгрузки сохраняемых стратегических носителей (ракет "Трайдент-2")».
Если же, полагает г-н Арбатов, договориться не удастся, то соглашение СНВ-1 предусматривает за год до истечения срока его действия проведение встречи представителей заинтересованных сторон, где будет достаточно их простого решения о продлении договора. Тогда он будет продлен на пять лет без сложной процедуры подписания на высшем уровне новыми президентами России и США.