Проблемы российского баскетбола
Валерий Винокуров: Предлагаем вам послушать завершающую часть беседы Елены Приходько с заслуженным тренером России Сергеем Селивановым и директором Детско-юношеской школы олимпийского резерва «Тимерязевская» Валерием Бариновым. Речь пойдет о будущем российского баскетбола. Впрочем, не только баскетбола. Естественно, что начал разговор на эту тему Валерий Баринов.
Валерий Баринов: Полтика государства сейчас все более и более разворачивается в сторону того, что спорт это та составляющая нашей жизни, которая помогает и воспитательному моменту, и патриотическому моменту, и мы понимаем, что существуют некие указания для того, чтобы наш большой бизнес поддерживал те или иные спортивные направления. С одной точки зрения, для олигарха престижно и что-то иметь, и вкладывать деньги, а с другой стороны, и правительство его к этому подталкивает. Но это, если говорить о крупных проектах. А если говорить о региональном уровне, то должны найтись такие люди, которые видели бы перспективу более широко, чем просто одну команду создать. Нужно поднять целый регион, оздоровить, привлечь детей сюда. Ведь нам не нужно далеко ходить в поисках национальной идеи. Это наши дети. Вот самое главное. Путин начал с рождаемости, медицины. И спорт плюс ко всему. Это тот вид деятельности, который может отвлечь детей от бесшабашного времяпровождения. Пусть они не станут профессиональными спортсменами, но это будет увлеченность и оздоровление. И сюда необходимо вкладывать деньги. И большой спорт должен быть как та звезда, к которой тянутся дети. Все-таки, государство разворачивается лицом к спорту, в том числе и к детям, но меньше, чем хотелось бы. Всегда хочется, чтобы детям больше уделяли внимания, потому что для того, чтобы воспитать подрастающее поколение, нужен еще воспитатель.
Елена Приходько: Сколько детских школ за период перестройки умерло?
Валерий Баринов: Много. В Москве существуют не три специализированные школы, а пять. Помимо СДЮШОР «Тимерязевская», еще «Тринта», «Глория», СДЮШОР номер 56 и СДЮШОР ЦСКА.
Елена Приходько: А была Куйбышевская…
Валерий Баринов: Да, «Авангард», «Динамо»…
Сергей Селиванов: «Серп и Молот». Масса!
Валерий Баринов: И это печалит. Идет вымывание кадров, то есть тех, кто должен работать с детьми. Вымывание происходит за счет чего? За счет зарплаты. Это самый первый момент. Второе - это условия, в которых работает тренер. Это недостаточное количество спортивных залов. И это привело к тому, что происходит вымывание кадров. Люди начинали переориентироваться на другой вид деятельности.
Сергей Селиванов: Примерно так же, как в общеобразовательной школе с учителями.
Валерий Баринов: Увы! Поэтому сюда срочно необходимы вливания, большие вливания, и обязательно методики. Нас надо объединять, мы должны разговаривать на одном языке. Надо вспоминать наши замечательные советские методики подготовки. Они были прекрасные. Выдумывать что-то, ломать что-то… В результате, мы навыдумывали и наломали. Все равно, во многих вещах мы сейчас возвращаемся к ситуации Советского Союза. Там были очень неплохие вещи. Меня, например, сейчас пугает ситуация с единым госэкзаменом. Мы будем воспитывать идиотов, на уровне тестирования какого-то, когда люди не смогут умножить девять на девять без компьютера. Поэтому не надо изобретать велосипеда.
Елена Приходько: Тогда получается, что все это должно идти от Федерации. Вообще, что делает Федерация для детского спорта?
Валерий Баринов: У нее направление не только детского баскетбола. Наверное, в первую очередь, ее направление - именно профессиональный баскетбол.
Елена Приходько: Клубы могут за себя как-то постоять и свою точку зрения отстоять. А, все-таки, детский спорт по остаточному принципу идет. И что в этих остатках?
Сергей Селиванов: Я могу свою точку зрения просто повторить. Естественно, должен быть человек более сведущий, имеющий более широкий кругозор, человек, который в своей голове может уместить и качества политика, и качества экономиста, и педагога. В моем понимании, это должен быть человек более крупный по масштабу, умеющий видеть проблему гораздо шире, чем она видится сейчас.
Елена Приходько: Есть такие личности вокруг Федерации?
Сергей Селиванов: Я думаю, что есть. Надо только раскрыть глаза.
Елена Приходько: Есть ли проблемы?
Валерий Баринов: Проблемы есть. А как же без них? И вы правильно сказали, что по остаточному принципу детский баскетбол. Есть подразделение в Российской Федерации Баскетбола, которое возглавляет непосредственно один из вице-президентов Федерации Валентина Григорьевна Башкирова. Она возглавляет Детскую комиссию при Российской Федерации Баскетбола. Вот здесь хотелось бы большего оживления работы и большей консультативности, большего общения с ведущими московскими спортивными школами в вопросах назначения тренеров на сборные команды страны, какая-то консультация в вопросах комплектования этих команд сведущими специалистами Москвы и России, и хотелось бы добиваться более четкого финансирования этих сборных команд.
Сейчас, правда, вышли на такой паритетной договорной основе в подготовке детских команд, когда отдавали подготовку клубам. ЦСКА отдали «молодежку», кадетскую команду отдали «Химкам». И у нас еще существовала юношеская сборная. Родионов ее возглавлял. Это питерское «Динамо». В результате, из этих трех сборных команд прекрасно был организован процесс подготовки в «Химках». И, как следствие, Вадеев Алексей стал серебряным призером в Испании, с ребятами 90-го года рождения. А мог бы стать и золотым. То есть здесь как-то попыталась Федерация минимизировать свои расходы, взвалив их на плечи клуба. И клуб, такой амбициозный, как «Химки», подошел со всей серьезностью к этому вопросу. Мы прекрасно понимаем, что, отдав в клубы подготовку, клубы получают право первой ночи на спортсмена, которого они привлекают.
Может быть, в этом есть заинтересованность клуба. Но все равно это должно контролироваться Федерацией. И деньги должны быть от Федерации. Тогда мы уйдем от некоего субъективизма, от того, что ведущие клубы, прежде всего, к себе берут игроков. Здесь мы создаем некоего монстра, уже на этом этапе. Это проблема, которую необходимо решать, и я скажу, что тот же президент Федерации ищет формы работы в баскетболе. В частности, была Ассоциация стритбола создана в прошлом году, была создана Молодежная Баскетбольная Ассоциация которой Федерация поручила право проведения первенства России в младших возрастах, где и экипировка предоставлялась, и мячи, и бесплатное проживание, и питание, и проведение соревнований в глубинках.
Сергей Селиванов: Вместе с тем, на празднике столетия баскетбола ни один детский тренер не был отмечен.
Валерий Баринов: Здесь я с вами соглашусь, Сергей Исаевич. Вот это обидно. Это просто обидно.
Сергей Селиванов: Когда мы говорим, откуда растут ноги, говорим о процессе воспитания…
Валерий Баринов: Это однозначное упущение российской Федерации. Надо бережно относится к тем кадрам, которые еще пока есть. Их надо и взращивать еще, но и бережно относиться к тем, кто есть. И мое глубокое убеждение, что через спорт может совершенствоваться и нация как таковая.
Экономика большого спорта
Дмитрий Морозов:Переходим к рубрике «Экономика большого спорта» и в очередной раз обсудим российское футбольное межсезонье. Совершенно очевидно, что ведущие клубы выглядят на трансфертном рынке довольно бледно. И это дало пищу для нашего сегодняшнего общения с экспертом Робертом Воскеричяном. Итак, ваш комментарий профессор.
Роберт Воскеричян:Вы абсолютно точно подметили, Дмитрий, что бледно выглядят российские клубы в межсезонье. Причем бледно выглядят как богатеи, так и бедняки. Очевидно, наступил некий кризис жанра, в частности, весьма непрезентабельно выглядит селекционная компания «Спартака». Все эти разговоры о покупке чемпиона мира Амелии… Этот ряд имен можно продолжать очень долго. Скажем только, что на фоне откровенных неудач с покупкой серьезных игроков, умудрились еще и испортить отношения и атмосферу внутри команды. Я имею в виду эту эпопею с Войцехом Ковалевски. И очень слабо выглядит селекционная работа «Спартака» в этом межсезонье.
Дмитрий Морозов:То есть такого срыва сделок не было еще в России никогда?
Роберт Воскеричян:Да, какая-то эпидемия просто. Совершенно верно. Что касается «ЦСКА», то они не опустились ниже определенной планки, но сказать, что они в этом сезоне что-то выдающееся… Говорят, что Раймондо, ему 18 лет. Может, он заиграет, но я не уверен. По крайней мере, массированного притока свежих сил не наблюдается. Говорят о турке Эркине Джанере. Он тоже молод. И отток тоже большой. И самый серьезный намек на новость это довольно плотные разговоры о том, что, возможно, они расстанутся с Акинфеевым. Естественно, не бесплатно, а за очень приличное вознаграждение. Можно много говорить и о других командах. Но, хотелось бы в качестве примера того, как не надо вести дела, привести пример московского «Локомотива». Что довольно-таки странно, потому что мы всегда считали, что у «Локомотива» все нормально, начиная еще с Николая Емельяновича Аксененко, и Филатов борозды не испортил, он продолжил эту линию. Но в «Локомотиве» произошли события в конце 2006 года, которые предопределили все то, что сейчас происходит в команде.
В числе этих событий надо поговорить о селекции. Но в данном случае, селекция это производное от более серьезных вещей. Назначили нового президента Семина, нового тренера Бышевца. Так вот в «Локомотиве» случилась весьма пренеприятная вещь. Если говорить о классике жанра, о теоретической части, если мы говорим об игровых видах спорта, то структура управления организации или менеджмента организации выглядит следующим образом. Владелец выбирает по определенным критериям лицо, которое будет управлять его активами в данном клубе. Называется это или генменеджер, как называется должность Белоуса в ФК «Москва», или гендиректор, или директор, или президент.
Но это самый верх исполнительной власти в клубе. И этот человек отвечает за все. Начиная от самых несложных вещей и заканчивая самым главным – спортивным результатом. Плюс еще бухгалтерией должен заведовать и всей экономической деятельностью клуба. То есть объем прав и обязанностей, полномочий и компетенций этого человека огромен. И среди всех этих вышеназванных полномочий и компетенций первейшая обязанность это подбор главного тренера. Почему я на этом так долго останавливаюсь? Потому что это основополагающий принцип менеджмента в игровых видах спорта был нарушен. Я не знаю, кем именно, но теми, кто делает погоду в сегодняшнем «Локомотиве», совершенно очевидно, что эту погоду не делают ни Семин, ни Бышевец. Они допустили ошибку, которая дорого обойдется и клубу, и тем, кто в нем работает. Потому что назначили сначала главного тренера Бышевца, потом назначили президента Семина.
Правда, в интервью от 6-го февраля газете «Спорт-Экспресс» Семин говорит: «Я знал о том, что будет назначен Бышевец. Я был раньше назначен на эту должность. А как это было, я вам не скажу». Мало того, что была нарушена клубная иерархия или основной постулат клубного менеджмента. Я очень часто критикую Вячеслава Ивановича Колоскова, но однажды я прочитал его мнение по поводу эти событий, сразу после назначения Семина и Бышевца, и он сказал: «Мы потеряли двух хороших специалистов. А именно - мы потеряли хорошего президента клуба Валерия Филатова, и потеряли хорошего главного тренера Юрия Семина». О Бышевце он не сказал ни слова.
Более того, президент клуба это не такая должность, куда кто угодно может прийти, потому что он известный, потому что его любят болельщики. Семин для «Локомотива» много чего значит. Это очень сложная специальность. Мы уже говорили вкратце. Я понимаю, что учится никогда не стыдно, учится всегда надо. Но переучиваться Семину поздновато.
Дмитрий Морозов:Сам же Семин в интервью Радио Свобода говорил, что ему знакомы обязанности организатора, руководителя клуба, поскольку в какой-то момент вместе с Филатовым они совмещали эти обязанности. В разных пропорциях, но, тем не менее, они их делили.
Роберт Воскеричян:Я соглашусь, что ему они знакомы. Я не утверждаю, что Семин совершенно не понимает, чем занимается президент футбольного клуба. Очень хорошо понимает и знает. Но знать, понимать, быть знакомым и делать это разные вещи. Потому что даже Филатов, в конце концов, обанкротился, как президент клуба. Вот эти невнятные замены – один тренер, второй, Доламтов с потухшими глазами. В итоге - результат налицо. Но и совершенно очевидно, что на Семина никто не возлагает надежды в плане президентства, в плане руководства исполнительной властью в клубе. Ибо не было бы такого совершенно непонятного развития событий, когда Семин в интервью от 6 февраля говорит, что бюджет клуба - 40 миллионов, а Липатов в минувшую пятницу сообщает, что бюджет - 70 миллионов. То есть 40, которые дает «Железная дорога», 20 – другие спонсоры, которые тоже, наверняка, связаны с «Железной дорогой», но об этом не говорится, и 10 они зарабатывают сами.
Знаете, между 40 и 70 миллионами долларов очень существенная разница. Это говорит о том, что всерьез Семина в качестве президента клуба те, кто в клубе делают погоду и держат его на плаву, не рассматривают. Но совершенно очевидно, что и на Бышевца, на какую-то особую длительную перспективу, тоже не насчитывают хозяева «Локомотива», хотя человек с такими возможностями и такой квалификацией… Я рассчитываю, что, может быть, команду он возьмет в ежовые рукавицы, возрастных игроков приведет в чувство. Некоторых уже начинает.
Дмитрий Морозов:Как следствие того, о чем мы сейчас поведали, Роберт - кадровые конфликты с ветеранами команды Лоськовым, Евсеевым и эти не совершенные сделки. Последний номер еженедельника «Футбол» привел списки порядка 20-25 фамилий легионеров, с которыми «Локомотив» вел переговоры, но так и не подписал контракт.
Роберт Воскеричян:Конечно. Когда нет порядка в штабах, откуда же на полях боевых действий, или футбольных действий, или трансфертных действий будет порядок? Его нечего и ждать. Можно согласиться с этой публикацией. Очевидны провалы в селекции, очевиден конфликт со старшим поколением. Они говорят, что с Евсеевым был конфликт, а с Лоськовым - нет. И с Лоськовым был конфликт. Я вам больше скажу, что, когда был конфликт с Лоськовым, ставился вопрос о том, что Бышевец уйдет. Но решили, что уж совсем будет неприлично, и он остался. И масса всяких таких вещей. Поэтому, заканчивая наш разговор, мы не будем делать никаких прогнозов, но можем пожелать им успехов. Ибо «Локомотив» это не последняя команда в стране, единственная в стране, которая имеет суперсовременный стадион, и мы определенные надежды возлагаем на этот клуб и на его менеджмент. Поэтому, мне кажется, пора им перейти от периода развода и шатаний к собранной, конструктивной и целенаправленной работе.
Дмитрий Морозов:Это единственный выход из положения. В конце концов, сезон еще не начался для «Локомотива», все еще впереди и будем полагать, что эта команда порадует российских любителей футбола и внутренней организацией, и самими футболом.
Телеразмышление Юрия Теппера
Олег Винокуров:На месте традиционного телеобозрения у нас сегодня телерецензия или телеразмышление. С ними - историк и социолог спорта, доцент Юрий Теппер.
Юрий Теппер: В один январский вечер канал «Культура» разразился очередным ток-шоу. Телезритель был приглашен на рандеву с колоритными персонажами, намерившимися затейливо обсуждать недостатки грешного мира. На сей раз, тема оказалась необычной. Предстояло выяснить, является ли миром грез современный спорт. Ток-шоу разворачивалось по правилам боевой программы «Культурная революция».
Размышления создателя и ведущего программы, руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого были бесхитростны. Известно, что спорт в единстве с физической культурой, составляет неотъемлемую часть культуры. Звездам российского спортивного мира наверняка очевидны происходящие в спорте революционные перемены. Стоит известных знатоков задеть за живое, и шоу, как говориться, на мази. Но грезы-то причем? Именно разговор о грезах должен придать шоу особый культурный контекст.
Спорщиков подобрали именитых. Один из дуэлянтов, Василий Кикнадзе – генеральный директор федерального телеканала «Спорт». Другой – профессор Николай Дурманов - глава антидопинговой инспекции Олимпийского комитета России, общеизвестный знаток спортивной медицины, убежденный борец за сохранение олимпийских идеалов. В первом ряду шоу расположились вип-персоны спортивного мира. Главный тренер и топ менеджер славного российского тенниса вальяжный Шамиль Тарпищев, входящая в топ десятку мирового тенниса изящная Анастасия Мыскина, чемпион Олимпийский игр, фехтовальщик Эльдар Мамедов. Под прицел телекамер готовы были подставиться и другие боевые спортсмены, их родственники и друзья, писатели и журналисты. Накладка произошла в самого начала.
От участия в создании поэтической импровизации «Спорт и грезы» участники шоу решительно отказались. При чем тут грезы? Спорт это суровая действительность и дело социальной важности. Только чье это дело? Диспут разворачивался без особого напряжения.
Позиции и тезис Василия Кикнадзе: современный спорт значимый и все более весомый компонент мирового бизнеса. В первую очередь, пиара. При умелой организации менеджмента спорт вполне самодостаточен. Бизнес в состоянии соджержать спортивные структуры и разрешить актуальные проблемы развития спорта.
Антитезис Дурманова: трагедия современного спорта - в ориентации на высшие достижения. Трагедию не заметишь с трибун стадионов. О них можно получить представление под трибунами, в кабинетах спортивных врачей. Спорт высших достижений жесток на всех уровнях организации. Бизнес не станет заботиться о будущем тысяч людей, сжигающих себя во имя славы державы. Это дело и обязанность государства. Конечно же, в компетенцию государства входит и забота о школьном спорте, и о спортивном досуге населения. Для государства – прямая выгода. Разумные, хозяйственные шведы посчитали, что один евро, вложенный в развитие оздоровительного спорта, экономит 2-3 евро расходов на медицину.
Заход Дурманова казался более продуктивным. Артистически-трепетная Анастасия Мыскина поведала о трудовых буднях звезд мирового тенниса. Шамиль Тарпищев заметил, что тренерам энтузиастам не обойтись без государственной поддержки. Эльдар Мамедов убедительно разоблачил миф о щедротах Спорткомитета СССР. Оказалось, что маэстро советского фехтования получал доступ к благам земным только раз в 4 года. И то только в случае блистательных побед на Олимпийских играх.
Поговорили о злодеях родителях, яростно терзающих юных теннисистов по случаю неудач: какие деньги заплачены за тренировки, а они – разгильдяи! Напомнили и о том, что спорт как был, так и остается социальным лифтом. Атлеты не грезили, а действовали целенаправленно, настойчиво с полной отдачей сил.
Смысловой апофеоз не состоялся. Диспутанты публично заявили, что остались при своих мнениях. Затейник вечера Швыдкой, честно признался: что такое современный спорт, он так и не понял. Но тут же выразил надежду на то, что спорт будет честным. Здесь мне на память пришли слова кинорежиссера Алексея Симонова: «Швыдкой всегда более или менее достойно выходит из положения, в которое сам себя загоняет».
Почему же не состоялся революционный диспут о подлинных проблемах спорта? Вроде бы, обсуждали серьезные вопросы, и компетентность участников сомнений не вызывала. Да вот беда - понятия о спорте, которые сложились у героев ток-шоу, устарели. Винить в этом спортсменов, тренеров и менеджеров нелепо. Некогда им спорить о понятиях. А разобраться в том, что происходит в современном спорте, не имея новых понятий, нельзя.
Олег Винокуров: Конечно, идею культуролога Юрия Теппера реализовать непросто. Это прямо-таки научная задача - выстроить понятийный рад, который позволит разобраться в том, что же происходит в современном спорте. Потому мы и попросили нашего постоянного автора по возможности совершить хоть какие-то шаги в этом направлении. Известно, ведь, если кто-то что-то предлагает, то его и просят это осуществить.