Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Александр Гостев.
Алексей Кузнецов: Папа Римский Бенедикт XVI сегодня в Ватикане встречается с президентом России Владимиром Путиным. О визите Путина в Ватикан мой коллега Александр Гостев побеседовал с римским журналистом, специалистом по истории и политике Римской Католической церкви Алексеем Букаловым.
Александр Гостев: О чем могут говорить Владимир Путин и Бенедикт XVI? Об отношениях России и Ватикана или об отношениях Русской Православной церкви и Римской Католической церкви?
Алексей Букалов: Это, в общем, визит все-таки государственного формата и Путин посещает Папу, как президент России главу города-государства Ватикан. Безусловно, несмотря на весь протокольный характер этого визита, все-таки в содержательной части будет речь идти об имеющемся действительно реальном совпадении позиций Ватикана и Российской Федерации по некоторым важным вопросам, международной в частности политики. И конечно, на фоне этого разговора будет все время присутствовать как бы экуменическая составляющая отношений Русской Православной церкви и Римской Католической церкви, но только в плане того, что такого рода встреча сама по себе может содействовать развитию этого межцерковного диалога, но ни более того.
Александр Гостев: Если речь идет об отношениях двух государств, где позиции Российской Федерации и Ватикана совпадают, а какие пункты наиболее противоречивы и там возможно прощупывание позиций друг друга?
Алексей Букалов: Я бы сказал, что главная и основная точка зрения общая - это необходимость укрепления мира, его безопасности. У России и у Ватикана одинаковое отношение к войне в Ираке. Россия, может быть, не так по этому поводу открыто выступала, как Святой престол, но тоже, конечно, здесь позиции очень близки.
Затем, конечно, следует обязательно упомянуть вопросы борьбы с голодом, помощи развивающимся странам, разоружению. Общие вещи, которые обычно перечисляются, как само собой разумеющиеся, в данном случае в Ватикане они имеют серьезных сторонников. Что касается каких-то вопросов, по которым противоречия существуют, они незначительные. Некоторые отдельные вопросы разоружения, по которым не совпадают точки зрения Ватикана и Москвы, но это частности. В общем, Россия и Ватикан одинаково смотрят на самые важные процессы.
Путин один из немногих мировых лидеров, который не принял участие в этом вселенском прощании с Папой Иоанном Павлом II . Это отсутствие было, конечно, замечено. Поэтому приезд его сейчас в Рим и первая встреча с Папой Ратцингером, в общем, имеет в некотором роде символическое значение. Никто не говорит о том, что будет передано приглашение Папе, как это в свое время сделали Горбачев и Ельцин в отношении Папы Войтылы, сейчас уже об этом речь не идет, потому что всем ясно, что приглашение, в первую очередь, должно исходить от патриарха, а тот сейчас как бы не расположен к такому приглашению. В крайнем случае, если что-то обсуждается, то возможность встречи двух предстоятелей, Папы и патриарха, где-то в третьей стране и то очень-очень это косвенно.
Я думаю, что здесь важен сам факт, что глава российского государства встречается с Папой, это признание и значимости этой важной точки в международной политике, которой всегда являлся Ватикан, и в то же время какая-то определенная сбалансированность и в политике внешней самой России. Сам по себе факт приезда главы России в Ватикан - это вещь, скажу, что историческая. Потому что таких случаев, в общем, в истории зафиксировано довольно мало.
Я был здесь как-то случайно в одном из дворцов итальянского Сената, я имею в виду верхнюю палату парламента, во дворце Джустициани, второе здание итальянского Сената. И вот, подымаясь по мраморной лестнице, на стене я увидел большую мемориальную доску, мраморную, на которой по-русски и по-итальянски было написано: здесь самодержец всероссийский Николай Павлович встречался с Папой Григорием. И подпись - 1848 год.