Суд болгарского города Варна готовится к рассмотрению дела об экстрадиции одного из лидеров туркменской оппозиции Аннадурды Хаджиева, взятого под арест в конце февраля.
Аннадурды Хаджиев купил новую квартиру и, как каждому иностранцу, ему пришлось менять прописку. Он пошел в полицию с соответствующим заявлением и был задержан - как оказалось ясно позже, в ответ на запрос об экстрадиции, поступивший из туркменского бюро Интерпола. В документе, направленном в Интерпол из Ашхабада, говорится, что в качестве заместителя председателя Центрального банка Туркмении Хаджиев присвоил около 40 миллионов долларов. Теперь болгарская прокуратура ждет полный набор доказательств из Туркмении, перед тем как решить вопрос о высылке из страны Хаджиева. Срок истекает 30 марта.
Аннадурды Хаджиев является членом руководства одной из оппозиционных туркменских групп «Ватан». В Болгарию он эмигрировал в 2001 году, а уже в 2002 Ашхабад потребовал его экстрадиции. Тогда в запросе Туркменистана приводились те же доказательства его вины, что и сегодня. В 2003 году суд в Варне рассмотрел дело и пришел к выводу, что убедительные доказательства инкриминируемого Хаджиеву преступления Ашхабад не представил, и его преследуют за его политические убеждения. На этом основании в высылке было отказано.
Несмотря на это решение, болгарская прокуратура тогда от собственного имени возбудила дело против Хаджиева за отмывание денег. Прокуроры утверждали, что он стал развивать в Болгарии бизнес на деньги, которые были украдены в туркменском банке. По этому делу Хаджиев был признан невиновным, по вынесении приговора он подал в суд на полицию Варны за незаконный арест. В двух инстанциях Хаджиев выиграл дело. Если последняя, третья инстанция, подтвердит предыдущие заключения суда, то Болгария выплатит Хаджиеву около пятидесяти тысяч евро.
По мнению жены Хаджиева Таджигуль Бегмедовой, нынешний арест, предпринятый на основе старого и уже отвергнутого Болгарией запроса из Ашхабада, представляет собой двойное нарушение: «Игнорируется решение своего же болгарского суда и также решение государства о предоставлении убежища политическому деятелю».
С этим утверждением согласны адвокаты по правозащитным делам, а также и Болгарский Хельсинкский комитет, чей председатель Красимир Кынев неделю назад призвал варненскую прокуратуру немедленно освободить Хаджиева и впредь игнорировать запросы из «недемократической страны».
Прокурор по делу Хаджиева Диана Иванова, считает, что обвинения в адрес прокуратуры несправедливы и в их основе лежит непонимание процедуры:
«Мы соблюдаем обычную процедуру. Туркмения нам сообщила, что дело Аннадурды Хаджиева расследуется в Туркмении и по этой причине попросила о его временном задержании на 40 дней. За это время прокуратура в Ашхабаде должна нам прислать официальное требование об экстрадиции, как и полный набор документов, свидетельствующих об ответственности Хаджиева. То есть, Хаджиев пока что ни в чем не обвиняется, это совсем другая процедура, описанная в 13-й статье Закона об экстрадиции и соответствующая европейскому ордеру на арест. Что касается сути дела, то сейчас мы действительно получили из Ашхабада письмо такого же содержания, как и в 2002 году. Тогда болгарский суд пришел к выводу, что Хаджиев преследуется за политические убеждения. Но к этому выводу суд пришел на основе того режима, который тогда существовал в Туркмении. Этот режим, однако, сейчас изменился».
Если дело будет развиваться согласно прогнозам Дианы Ивановой, то болгарскому суду придется сначала принять решение по вопросу о характере режима в Ашхабаде, а только затем - по вопросу об ответственности Хаджиева. Таковы нормы Европейской конвенции по правам человека. В ее третьей статье говорится о том, что даже если налицо неопровержимые доказательства вины обвиняемого, он не подлежит высылке в том случае, если существует опасность, что в принимающей его стране он может подвергнуться пыткам или преследованию на политической основе.